Найти в Дзене

КНИГА ЛЕВИТ (ч.111): ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА, ПОСВЯЩАЕМОГО БОГУ

«Если кто посвящает дом свой в святыню Господу, то священник должен оценить его, хорош ли он или худ, и как оценит его священник, так и состоится; если же посвятивший захочет выкупить дом свой, то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его. Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра. Eсли от юбилейного года посвящает кто поле своё, должно состояться по оценке твоей. Если же после юбилея посвящает кто поле своё, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей. Если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним. Если же он не выкупит поля, и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить: поле то, когда оно в юбилей отойдёт, будет святыней Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение. А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню; поле же в юбилейный год перейдёт опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли. Всякая оценка твоя должна быть по сиклю священному, двадцать гер должно быть в сикле» (Лев. 27:14–25).

Помимо людей и животных, израильтяне иногда посвящали Господу имущество, например дома и поля. В этих стихах разбираются три случая. Многие детали этих постановлений связаны с законами о юбилейном годе, описанными в главе 25.

Стихи 14, 15. Посвящение дома. В первом случае рассматривается человек, который посвятил дом свой в святыню Господу. Священник должен был оценить дом, хорош ли он или худ. Другими словами, он должен был «оценить» дом в зависимости от того, в какой степени он соответствовал стандарту «хорошего» дома: новый или старый, большой или маленький, хорошо построенный или нет, в хорошем состоянии или с повреждениями. Эта оценка будет затем использована при установлении цены, которую человек, давший обет, должен будет заплатить, если захочет выкупить дом свой; при этом, как и в случае с нечистой скотиной, он должен будет заплатить полную стоимость оценки плюс пятую часть (20 процентов), чтобы освободиться от своего обета.

Стихи 16–19. Посвящение поля. Если человек посвящал Господу поле, его тоже нужно было оценить. Его оценка определялась не мнением священника, а количеством семян, необходимых для посева на этом поле (буквально: «соответственно его семени»). Закон устанавливал цену на семя: хомер ячменя (около 176 литров) стоил пятьдесят сиклей серебра (27:16). Таким образом, если ежегодно, чтобы засеять поле, требовалось два хомера семян, то поле оценивалось в сто сиклей серебра.

После проведения первой оценки в цене поля надо было учесть юбилейный год. Было несколько вариантов.

1. Если израильтянин, дававший обет, от юбилейного года посвящал поле своё, оно оценивалось в свою полную стоимость по оценке священника (27:17). В приведённом выше примере поле было оценено в сто сиклей.

2. Если посвящал кто поле своё в любое другое время, то оценить его должен был священник в зависимости от количества лет, оставшихся до следующего юбилейного года (27:18). Если, используя тот же пример, поле было оценено в сто сиклей и его владелец посвятил его Господу через десять лет после юбилейного года, то оно будет стоить восемьдесят сиклей. Согласно тексту, десять лет будет убавлено из оценки священника.

3. Если человек, посвятивший поле, позже захочет выкупить его, он может это сделать, заплатив сколько полагается по оценке священника плюс пятую часть (20 процентов). После оплаты поле останется за ним (27:19). Он снова станет законным владельцем поля.

Стихи 20, 21. Если владелец поля посвятил его Господу, а затем продал его кому-то другому, то тут действуют другие правила. Продав его, он уже не мог выкупить его обратно. Более того, в следующий юбилей поле не возвращалось ему или его семье. Продав посвящённое поле, он лишался всех прав на него. Поле становилось святыней Господу и использовалось на Его нужды. Оно становилось как бы заклятым и переходило во владение священникам, чтобы они как представители Бога могли использовать его в служении Богу.

Стихи 22–24. Посвящение купленного поля. Израильтянин мог посвятить Господу надел земли, который изначально не был из полей его владения (то есть землёй, которой он владел бы только до юбилейного года). Если он решал посвятить такое поле Господу, тогда на него смотрели как на святыню Господню, и священник должен был оценить его (27:22, 23). После этого человек, посвятивший землю, должен был заплатить эту сумму священникам. Уенхэм утверждает, что, когда такую землю посвящали Господу, её надлежало «немедленно выкупить за цену, установленную священником». Поле же в юбилейный год переходило к первоначальному владельцу (27:24).

Стих 25. Указывается сикль, по которому должна была производиться оценка, предписанная в этих постановлениях: она должна была производиться по сиклю священному, в котором, говорится далее, должно быть двадцать гер. Хотя, возможно, в ходу были и другие сикли (разного веса), в святилище хранился официальный образец веса сикля. Именно его надлежало использовать в качестве стандарта при оценке и выкупе полей, домов, животных и людей.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻