В сентябре 1943 года из фашистской коалиции вывалилась Италия. Разгром 8-й армии в донских степях, поражение под Эль-Аламейном, высадка союзников в Сицилии и проигранная Курская битва полностью обнулили воинственный дух итальянцев. Итальянский флот большей частью ушел к союзникам. Предусмотренный решениями Тегеранской конференции раздел трофейного флота был более всего необходим Советскому Союзу, потери сильно ослабили Балтийский и Черноморский флоты, а молодой Северный, на который пала несоразмерно высокая боевая нагрузка, и в довоенное время был крайне мал.
Долгая и нудная эпопея дипломатический переговоров, о которой на канале уже упоминалось, завершилась только в феврале 1944 года соглашением о передаче во временное пользование Северному флоту 1 линкора, 1 крейсера, 8 эсминцев и 4-х подводных лодок. Корабли передавались из состава английского и американского флотов в состоянии б.у. и подлежали возврату после раздела итальянского флота, который был отложен на послевоенное время.
Полагающиеся Советскому Союзу четыре подводные лодки выделил Королевский флот. Все они получили в СССР унифицированное обозначение-тип «В» (Великобритания), соответственно В-1, В-2, В-3 и В-4, хотя лодки принадлежали к двум совершенно разным типам и классам.
Подводные лодки «Sunfiish» (в СССР-«B-1»), «Unbroken» («B-2»), «Unison» («B-3») и «Ursula» («B-4») были относительно современными, предвоенной постройки.
Официальная церемония передачи кораблей и подъема советского флага состоялась 30 мая 1944 года в Росайте в 11-15, сразу на всех передаваемых британцами кораблях. В отличие от американцев, которые сами перегнали крейсер «Милуоки» в СССР, англичане, ссылаясь на нехватку экипажей, передали корабли советским морякам в Британии. Весной 1944 года экипажи лодок прибыли в Англию для приемки и освоения кораблей. На освоение иномарок ушло два месяца.
Надводные корабли ушли в Союз в составе конвоя JW-59, а подводные лодки переходили отдельно.
Самую крупную подводную лодку, среднюю типа "S II серии" "Sunfish" S-81 получил под командование прославленный советский подводник Герой Советского Союза, капитан второго ранга Израиль Ильич Фисанович.
Фисанович воевал на Севере, с 22 июля 1941 года на подводной лодке М-172. За два года, под командованием Израиля Фисановича М-172 совершила 18 боевых походов. Было потоплено 2 крупных боевых корабля, 10 судов и 1 танкер противника — всего 13 единиц. Были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа М-172 были награждены орденами и медалями, многие неоднократно. 3 апреля 1942 года он стал Героем Советского Союза, а лодка в тот же день награждена орденом Красного Знамени. 25 июля 1943 года (вскоре после ухода Фисановича на повышение) приказом наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 стала гвардейской.
Переданная экипажу Фисановича подводная лодка во время службы в Королевском флоте записала на свой счет несколько побед-в апреле 1940 года она потопила два немецких торговых корабля, «Амасис» и «Антарес», и два немецких корабля-ловушки Schürbeck и Oldenburg. 7 декабря 1940 года она потопила финский торговый корабль «Оскар Мидлинг» и повредила норвежский торговый корабль «Дикси» у берегов Норвегии .
Сама лодка относилась к типу S, первым двум сериям которой посвящена известная песенка на мотив "десяти негритят"-«Twelve Little S-Boats». Из 12 пл в строю на 1.09.39 до 9.05.1945 дожили лишь три.
Помимо СССР пл этого типа были переданы Нидерландам, Португалии, Франции и Израилю.
25 июля 1944 года В-1 покинула порт Леруик на Шетландских островах, но к месту назначения не прибыла. Долгое время лодка считалась пропавшей без вести. Гораздо позже по британским данным удалось выяснить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года лодку атаковал и потопил самолет «Liberator» 86-й авиаэскадрильи Берегового командования ВВС Великобритании. Лодка шла в надводном положении под советским флагом.
Первоначально британцы пытались обвинить погибший экипаж в выходе за пределы установленного коридора и попытке погружения при приближении самолета, но в ходе расследования установлено, что именно экипаж самолета отклонился от курса на 80 миль и проигнорировал все признаки дружественного корабля.
Лодка затонула в 230 милях к северу от Шетландских островов, в точке с координатами 64°34′ с. ш. 1°16′ в. д. 50 советских моряков и один британский увековечены в Международном мемориале подводных лодок в Данди .
Три остальные лодки относились к массовой и довольно удачной серии малых лодок типа «U» (всего построено 70 единиц). Из переданных Советскому Союзу подводных лодок «Ursula» относилась к первой серии, состоящей из 15 единиц, а «Unbroken» и «Unison» - к третьей. Лодками британцы охотно делились с союзниками -Норвегия (6), Польша (2), Голландия (1), СССР (3), голлистская «Свободная Франция» (3), Дания (3) и Греция (6).
Первоначально лодки проектировались как учебные цели для кораблей эскорта. Даже без вооружения. Но конструкция оказалась простой, недорогой и весьма удачной, уже в процессе постройки добавили торпедные аппараты и палубное орудие. Лодки очень хорошо показали себя на Средиземном море.
Три подлодки пришли в Полярный в начале августа 1944 года и вошли в состав Северного флота.
В-1 ("Sunfish", S-81). Адмиралтейство, Чатем. Заложена 22 июля 1935 года. Спущена на воду 30 сентября 1936 года. Введена в эксплуатацию 2 июля 1937 года. Передан Советскому Союзу как В-1 30 мая 1944 года. Вступила в строй ВМФ СССР 26 июня 1944 года. Потоплена 27 июля 1944 года.
Водоизмещение нормальное надводное 670 длинных тонн (680 т), нормальное подводное — 960 длинных тонн (980 т). Длина наибольшая 61,72 /63,63 м. Ширина наибольшая 7,32 м. Осадка средняя 3,22 м.
Силовая установка — 2 дизеля общей мощностью 1900 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 1300 л.с. Скорость наибольшая надводная 13,75 узлов, подводная 10 узлов. Дальность плавания в надводном положении 5700 миль при 8 узлах. Глубина погружения рабочая 91,5 метра. Экипаж 40 человек.
Вооружение — 6 533-мм носовых торпедных аппаратов, 1 533-мм кормовой торпедный аппарат, боекомплект 12 торпед, 1 пушка 76-мм, 1 пулемет 7,7 мм
«B-2» («Unbroken», P42). Vickers-Armstrongs, Барроу. Строительство начато 30 декабря 1940. Спущена на воду 4 ноября 1941. Введёна в эксплуатацию 29 января 1942 (первый раз), 10 февраля 1949 (второй раз). Выведена из состава флота 10 апреля (или 9 марта) 1944 (первый раз), 9 мая 1950 (второй раз). В 1944 году передана СССР; сдана на слом в 1950 году
«B-3» («Unison», P43). Vickers-Armstrongs, Барроу. Строительство начато 30 декабря 1940. Спущена на воду 5 ноября 1941. Введёна в эксплуатацию 19 февраля 1942. Выведена из состава флота 10 апреля (или 9 марта) 1944 . В 1944 году передана СССР; сдана на слом в 1950 году.
«B-4» («Ursula»). Vickers-Armstrongs, Барроу. Строительство начато в феврале 1937. Спущена на воду 16 февраля 1938. Введёна в эксплуатацию декабрь 1938. Выведена из состава флота 10 апреля (или 9 марта) 1944 . В 1944 году передана СССР; сдана на слом в 1950 году.
Водоизмещение нормальное надводное 540/ 630 тонн, нормальное подводное 740 тонн. Длина наибольшая 58,22/ 60,05 м. Ширина наибольшая 4,77-4,9 м. Осадка средняя 4,42 м.
Силовая установка — два дизельных двигателя Paxman Ricardo и два электромотора, 825 л.с. Скорость наибольшая надводная 11,25 узлов, подводная 8,5-9 узла. Дальность плавания в надводном положении 6000 миль при 10 узлах, в подводном положении 75 миль при 2 узлах. Глубина погружения рабочая 60 метров, предельная 100 метров. Экипаж 27-33 человека.
Вооружение — 4 533-мм носовых торпедных аппарата, боекомплект 8 торпед, 1 пушка 76-мм.
В-4 («Урсула») отличалась от других лодок наличием двух дополнительных торпедных аппаратов на корпусе и трех пулеметов. Аппараты перезаряжались только на базе, но тем не менее, это позволило увеличить боекомплект торпед до 10 штук.
Во время службы в Королевском флоте ПЛ HMS Unbroken (P42) («Анброукен», «Несломленный») имела на своем счету несколько потопленных и поврежденных немецких и итальянских кораблей и судов.
10 апреля 1944 года (по другим данным 9 марта) подводную лодку зачислили в состав ВМФ СССР под именем «В-2». 30 мая 1944 в Розайте состоялась торжественная церемония передачи корабля советскому экипажу, прибывшему в Великобританию в составе конвоя RA-59. Подводную лодку включили в состав 7-го отдельного дивизиона Северного флота, командиром был назначен капитан 3-го ранга Николай Панов. 10 июня В-2 перешла в Данди, где начала учения под руководством британских специалистов.
По британским данным, 22 июля командир субмарины попытался покончить с собой (по архивным данным Панов Николай Алексеевич воевал на Щ-207, командовал "В-2" с 30.05.1944 по 15.08.1944, затем получил "Д-5", которой командовал с 27.11.1944 до конца войны). Временно командовние В-2 принял на себя командир дивизиона Александр Трипольский. 25 июля подлодка перешла в Леруик и отправилась на следующий день в Полярный, куда пришла утром 3 августа. С 21 августа командиром субмарины в составе 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота стал капитан-лейтенант А.С. Щёкин.
В СССР В-2 ("Unbroken", Р-42) свой первый боевой поход совершила 1-14 октября 1944 года против конвоя Lf-135-Ki ( транспорт «Тюбинген», танкеры «Алгол» и «Грете», а также шесть тральщиков эскорта). Атака четырьмя торпедами на цель 11 октября оказалась неудачной, торпеды прошли мимо, на лодке слышали три слабых взрыва, а немцы наоборот зафиксировали взрыв торпеды на скалах.
Зато на следующий день, 12 октября, лодка успешно атаковала конвой из Киркенеса ( транспорт и три корабля охранения), уже потрепанный советской авиацией. Торпеда попала в охотник за подводными лодками Uj-1220 («KUJ-8»)(Германия, 1943, 725/1008 тонн, 535 брт, 58,7х8,4х4,4 м., 960 л.с., 12,8 узлов.,1х1- 88 мм, 1х1- 37 мм, 1х4 и 3х1- 20 мм). Погибло 27 человек. Некоторые источники ошибочно считают утопленника «UJ-2015» («Нойбау-228») или сторожевиком «V-2015».
Охотник «UJ-1219» в течение полутора часов гнался за советской субмариной, сбросив на неё 43 глубинные бомбы.
Походы 1-5 января и 26-31 января 1945 года оказались безрезультатны, враг не обнаружен.
10 февраля 1949 года возвращена Великобритании. 28 мая 1949 года исключена из состава ВМФ СССР. 9 мая 1950 года сдана на слом.
Отслужила 9,2 месяца (3 августа 1944 — 9 мая 1945 ). 3 боевых похода (21 сутки), 2 торпедные атаки, потоплен 1 корабль.
За время войны в составе Королевского флота боевой счет субмарины составлял 8 потопленных судов общим водоизмещением 16378 брт, из них четыре единицы (три итальянские шхуны и небольшой немецкий пароход) были уничтожены артиллерией.
10 апреля (по другим данным 9 марта) 1944 года субмарина была зачислена в состав ВМФ СССР под обозначением «В-3». 30 мая в Розайте советский экипаж принял корабль и на нем был поднят Военно-морской флаг СССР. Командиром подводной лодки был назначен капитан 3 ранга Кабо Исаак Соломонович. 10 июня субмарина перешла в Данди, где до 23 июля занималась отработкой задач боевой подготовки. 25 июля 1944 года «В-3» перешла в Леруик, откуда через три дня вышла в СССР. «В-3» 6 августа 1944 года благополучно прибыла в Полярный и была включена в состав 3-го дивизиона бригады ПЛ Северного флота.
В СССР В-3 ("Unison", Р-43) совершила два боевых похода, 29 октября — 3 ноября 1944 года и 26 января — 4 февраля 1945 года, но противника ни разу не встретила, так как пришлось возвращаться из-за неисправностей, первый раз заискрил правый дизель-генератор, во второй вышла из строя РЛС.
10 февраля 1949 года советским экипажем под командованием И.И. Папылева корабль приведен в Розайт, где был возвращен ВМС Великобритании, и 28 мая 1949 года исключен из списков ВМФ СССР. 19 мая 1950 года подводная лодка разоружена и сдана на слом.
Отслужила 9,1 месяца (6 августа 1944 — 9 мая 1945 ). 2 боевых похода (12 суток).
На счету пл "Ursula" первые торпеды, выпущенные английскими подводниками во Второй мировой войне. Это произошло 9 сентября 1939 года во время безуспешной атаки немецкой подлодки U-35.
Во время войны лодка в Северном и Средиземном морях потопила немецкий торговый корабль «Хеддернхайм», итальянский вспомогательный охотник за подводными лодками V 135/ Togo и немецкие торговые суда Sainte Marguerite II (бывшее французское судно) и Odysseus (бывшее норвежское Gran ). Она также повредила итальянские пароход Sabbia и танкер Beppe.
Лодка также прославилась "Костюмом Урсулы", непромокаемым костюмом для вахтенной службы, который был придуман штурманом лодки лейтенантом Лакин и стал стандартной униформой Королевского флота.
В СССР В-4 ("Ursula", Р-59) первый выход совершила 15-22 октября 1944 года, 18 октября в районе Порсангер-фьорда атаковала танкер противника. Подводники слышали взрывы торпед, но по немецким данным потерь у них не было. 20 октября в том же районе лодка потопила охотник "Uj-1219" «Нойбау-287» (KUJ-1) (Германия, 1943, 725/1008 тонн, 535 брт, 58,7х8,4х4,4 м., 960 л.с., 12,8 узл.,1х1- 88 мм, 1х1- 37 мм, 1х4 и 3х1- 20 мм. Погибло 46 человек, ранено- двое. 22 октября 1944 года лодка благополучно вернулась в Полярное.
28 мая 1949 года исключена из состава ВМФ СССР. Весной 1950 года возвращена Великобритании и в мае 1950 года сдана на слом.
Отслужила 9,2 месяца (4 августа 1944 — 9 мая 1945 ). 1 боевой поход (7 суток). 2 торпедные атаки, потоплены 1 корабль и, возможно, одно судно..
Прибытие британских кораблей, в том числе подлодок, кардинально в соотношении сил на Севере ничего не поменяло. Боевые действия к этому времени резко снизили интенсивность, финны потихоньку выдавили вчерашних союзников в Норвегию и Северный флот начал работать с немецкими коммуникациями уже в районе Тромсё.
"Англичанки" успели совершить 6 боевых походов (40 суток), потопить два боевых корабля немцев и, возможно, один транспорт. Увы, к этому времени у наших подводников и целей стало меньше. Оставшиеся перевозки немцы делали на небольших , до 1000 тонн, транспортных судах, реквизированных у норвежцев и финнов.
Гораздо большее значение имело ознакомление с новой английской техникой, использование британских технологий для конструирования наших подлодок, освоения современных систем обнаружения и связи.
Английские подводники также проводили операции с наших баз и интересны наблюдения по различиям в стиле поведения и в обычаях наших и британских подводников.
Все мы вольно или невольно сравнивали порядки на английских кораблях с нашими. В глаза бросалось то, что наши лодки выглядели чище, опрятнее. Да и в смысле дисциплины мы отличались от англичан, выделяясь в лучшую сторону. Подводники наши были подтянуты, соблюдали форму одежды, приветствовали друг друга, отдавая честь, чего нельзя было сказать об англичанах.
Когда «Тайгрис» и «Тридент» добивались успехов в боевых походах, они, возвращаясь с моря, поднимали на фалах небольшие фашистские флаги, перевернутые вверх ногами, по числу потопленных кораблей и салютовали сиреной. И наши моряки прибегали к причалам, чтобы поздравить союзников с победой. Выходили и англичане встречать наши лодки, объявлявшие о своих боевых делах артиллерийскими салютами. И.А. Колышкин. В глубинах полярных морей
К сожалению, не читал, но рекомендую:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам