Больше полусотни молодых дизайнеров со всей Беларуси в эти дни участвуют в 31-м фестивале-конкурсе моды и фото «Мельница моды». Сегодня — третий день «Мельницы», почти такой же волнующий, как и сам финал: участники презентуют коллекции для жюри и зрителей. В отличие от предыдущих конкурсных лет, работы дизайнеров громкие и авангардные. Почти каждая коллекция несет громкую идею. Какую именно — расскажет корреспондент информационного агентства «Минская Правда».
В финал этого года вышло 54 участника, а на старте молодых дизайнеров было больше 300. И, похоже, конкуренция в этом году будет нешуточной: финалисты ––очень сильные дизайнеры, говорит член жюри конкурса и организатор «Мельницы моды» Светлана Гнеденок.
–– Этот год однозначно сильнее. В коллекциях появилось гораздо больше экспрессии. Все почему: на протяжении долгого времени участники конкурса делали более «носибельнце» коллекции. И они стали неинтересными: потерялась фишка, идея, инновационность, к которой мы стремились. В этом году все изменилось, –– говорит Светлана Гнеденок. –– Сами участники более организованные: если раньше ты мог прийти в залы дизайнеров и увидеть, что они все еще что-то доделывают и дошивают, то сегодня все расслаблены: коллекции готовы и просто ждут показа.
Действительно: когда мы поднимались в гримерки к участникам, ожидали увидеть творческий аврал и полную неразбериху. Но обстановка тихая, даже умиротворенная. Участники не спеша раскладывают вещи и отпаривают одежду. Моделей в тихой гримерке готовят к дефиле.
Среди финалистов этого года – только одна участница Минской области. Камила Радкевич учится в Воложинском сельскохозяйственном профессиональном лицее (три года подряд он участвует в фестивале, и три года подряд лицеисты проходят в финал). Сходу признается: найти идею было тяжело. Но затем неожиданно пришло увлечение викторианской эпохой –– так и родилась коллекция «2612».
— Я поняла, что Виктории было столько же лет, сколько и мне, когда ее короновали. И она внесла много новшеств в моду своего времени, что я и решила отразить в коллекции. На ее создание я потратила два-три месяца.
Замечаем, что сочетание цветов не совсем типичны для британской королевы, которая запомнилась большинству из нас траурными нарядами: помимо черного, в одежде Камилы преобладает желтый.
–– Коллекция не случайно называется «2612». Для меня это очень яркая дата, которую я решила отразить в желтом цвете. Но что это за дата, я раскрывать не хочу, –– улыбается девушка. –– Ткани подбирались из приближенных к викторианскому стилю: бархат, органза… Посмотрите, например, на топ. Здесь имитация корсета за счет тесемок и сборки ткани, а также объемные рукава. И этот объем сохраняется, в каком бы положении ни находилась модель.
Несмотря на то, что коллекция авангардная и явно выставочная, некоторые элементы могут войти если гардероб. В повседневном стиле можно использовать бархатные брюки и бархатный пиджак –– достаточно снять броское желтое украшение, и вы готовы к красивой прогулке по городу.
Оставляем Камилу готовиться к презентации коллекции и идем дальше знакомиться с участниками. Встречаем Екатерину Видманову – она учится на 2 курсе БГУ и в конкурсе участвует с работой под названием «CMIIW» –– Correct me if I’m wrong, что в переводе «Поправь меня, если я не права». Коллекция посвящена женщинам, столкнувшимся с насилием.
–– Считаю, что это очень важная тема и ее нужно поднимать, особенно в дизайне мод: в коллекции чувства и эмоции человека передаются даже четче, –– объясняет Екатерина. –– Когда я создавала коллекцию, то не опиралась на собственный опыт. У меня есть знакомые девушки, которые пострадали от насилия, я вижу, как они борются с последствиями случившегося. Мне хотелось поддержать их и всех остальных женщин с подобным опытом.
У каждой текстуры ткани в коллекции модельера –– особый символизм. Чтобы подчеркнуть скованность, Екатерина выбрала сетку: «Вроде бы у человека есть шанс упорхнуть, но жизненные обстоятельства держат его сильнее, как рыболовная сеть, и затягивает обратно». Искусственная кожа символизирует кожу человеческую, рваность в одежде –– борьбу. Выбор цветов тоже подсказал символизм: черный –– траур, красный –– боль, кровь, обостренное моральное состояние.
Екатерина признается: ей очень хотелось, чтобы зрители ощущали переживание пострадавших. Оказалось, что подобное впечатление получали не только зрители, но и сами модели – например, подруга дизайнерки Полина, которая примерила на себя несколько образов.
–– Уже когда надеваешь одежду, чувствуешь определенный груз –– кажется, что эмоции впитаны в ткань. Когда я была в красном костюме, то почти ощущала, как у меня горит душа. Сменила его на черный –– чувствовала невероятную душевную тяжесть, –– рассказывает Полина. –– Мне коллекция очень понравилась: думаю, она актуальна для всего мира, где женщины все еще должны бороться за свои права.
Резкая противоположность коллекции Екатерины –– работа Юлии Фастовец под названием «Жаданая кветка». Струящиеся ткани, многослойность, спокойная цветовая гамма – вид одежды буквально умиротворяет. Юля вдохновлялась праздником Ивана Купала, хотя изначально коллекция выглядела совсем иначе.
– В прошлом году в нашем институте было задание –– создать линейку одежды для хора и танцевального коллектива. Моя коллекция была в красно-зеленых тонах, других фасонах, моделях. А затем я переработала ее –– и получилась «Жаданая кветка». С плиссировкой мне помогла компания, где я проходила практику. А нам декором долго думала: делать из фетра, или из бисера? Потом поняла: все это будет утяжелять костюмы. В итоге украсила платья пластиковыми веточками и довольна результатом, –– смущенно улыбается Юлия.
Дизайнеры представляют и детские, и взрослые коллекции. Тематика –– самая разнообразная: кто-то обратился к вопросам экологии и защиты окружающей среды, кто-то, как Екатерина, к остросоциальным проблемам. Такой же широкий разброс и в выборе тканей.
–– Точно можно сказать, что участники стали экспериментировать с новыми технологиями обработки тканей, что для нас также немаловажно. Много вещей перерабатывается: в ход идет бабушкин сундук, сэконд-хэнды. Всегда приветствуются новые идеи с переработкой белорусской ткани: тот же лен кто-то пытается жечь или варить, кто-то наносит рисунок, кто-то находит новое применение термоткани, –– дает оценку Светлана Гнеденок. –– Что касается тематики. На протяжении пяти лет мы стараемся поддерживать тему экологии. Всегда приветствуем размышления о национальных традициях: эта тема нравится зарубежному миру моды, коллекции на этнотему принимаются всегда. С другой стороны, кто, как не мы, знаем нашу народность и нашу национальность?
Как раз такую идею передавали Елизавета Дубровская и Карина Пешкова в коллекции «Глыбокія думкі» –– она отражает самобытность и красоту народной белорусской культуры.
Елизавета рассказывает, что коллекция выросла из обыкновенной курсовой: преподавателю понравилась ее работа, и она предложила воплотить задумку в жизнь –– то есть в ткань. В отличие от привычного нам сочетания белого и василькового, или белого и красного, как на ручниках, одним из главных цветов стал черным.
–– Я вдохновлялась белым цветом льна, красным цветом узоров на ручниках. Но также использовала наследие Малевича и его супрематизма, –– объясняет Елизавета. –– Еще я обратилась к восточному стилю, чтобы сделать коллекцию более живой и современной. Восток помогает Беларуси, а также преобладает в нынешнем мире искусства благодаря богатейшему историческому опыту.
Елизавета признается: ей хочется, чтобы благодаря этой коллекции у людей появлялась гордость и любовь за страну и народное искусство, которое возможно показать современно и модно.
Привлекают взгляд и работы Павла Козина: пышные и объемные наряды, чем-то напоминающие веер из книжных страниц. Оказалось, именно такой ассоциации Павел и добивался. Для конкурса он создал «Библиоклазм» –– это китайский термин, означающий… сожжение книг.
–– Идея коллекции пришла больше года назад. Тогда я не прошел дальше эскизного тура, ощущал упадок сил, читал… И вдруг я осознал: книг-то сейчас практически не читают, а если делают это, то в телефоне –– все переходит в диджитал-пространство. И я захотел передать идею ухода книг через обугливание страниц и их полное сожжение, –– рассказывает Павел. –– Весь год искал референсы и фотографии себе в помощь, создавал эскизы. К сентябрю представил их жюри и после одобрения стал воплощать их в жизнь.
Дизайнер признается, что работа давалась нелегко. Он бы не справился без помощи колледжа –– Павел учится в Барановичском профессионально-техническом колледже сферы обслуживания, – его директора, персонала, учителей, которые следили за процессом и помогали.
–– Кроением занимался я или наши мастера. Все слои –– вы видите, их очень много –– красились вручную специальные красителями. Бывало, красил ткань до 4 часов утра, а в шесть уже шел на пары, –– вспоминает Павел.
На фестивале дизайнеры не только представляют коллекции, но и обучаются. Семинары проводят белорусские и приглашенные эксперты.
–– Обучение также проходит в октябре перед самим фестивалем: мы рассказываем участникам, что им нужно делать дальше, в каком направлении идти, чтобы почувствовать тенденции большой моды, –– делится Светлана Гнеденок. –– У многих ребят есть проблема: они рисуют эскизы как будто для театральной постановки. Задача нас, педагогов и судей, направить ребят так, чтобы они представили коллекцию одежды.
Коллекция всегда понятна по пропорциям и фактуре, по стилистике и форме, она смотрится концептуально –– не как набор фасонов, а как завершенная идея. Но тут, конечно, нужно помнить: конкурсные работы поймет не каждый зритель. В коллекциях дизайнеров много информации и мыслей, которые просто так не прочтешь –– здесь требуется долгое размышление.
В два часа дня начался конкурсный показ коллекций перед жюри. Но вердикт они вынесут уже завтра во время церемонии награждения. Она будет транслироваться в онлайн-формате –– у вас есть прекрасная возможность узнать, кто стал победителем XXXI фестиваля-конкурса моды «Мельница моды 2022».
Текст: Екатерина Сиводедова