Жизнь ребенка дошкольного возраста протекает не только в игре. Он приобретает полезные знания и умения на специально организованных занятиях. Читая малышу книги, не надо торопиться листать страницу за страницей. Пусть он рассмотрит иллюстрации, скажет, что на них изображено. Разумеется, содержание картинки должно быть понятным ребенку.
Дети пяти-шести лет могут самостоятельно составлять несложные рассказы по картинке. Если ребенок затрудняется ответить связно, что изображено на картинке, можно задать наводящие вопросы. Например, при рассмотрении иллюстрации «Зимние забавы» спросить: «Что делают дети? Какое время года здесь изображено? Почему ты думаешь так?» Подобные беседы-помогут ребенку научиться логически мыслить, видеть главное, выражать в слове свою мысль.
Читая книги или рассказывая сказки, взрослый следит за тем, чтобы ребенок сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекался и не занимался ничем посторонним. Это зависит и от обстановки, в которой он находится, и от выразительности чтения взрослого, от умения его донести до ребенка содержание произведения.
Важно также дать ребенку почувствовать, что слушать чтение книги - это серьезное занятие; к нему надо подготовить малыша: выключить телевизор (ничто не должно отвлекать от занятия), удобно посадить его, чтобы было хорошо видно лицо чтеца и чтобы ребенок мог даже заглянуть в книгу с иллюстрациями.
Маленький ребенок способен запоминать стихи, потешки. Если малыш слышал несколько раз одно и то же стихотворение, он вскоре попытается воспроизвести его наизусть.
В четыре-пять лет ребенок может сам пересказывать несложные короткие рассказы, сказки, стихи, например русские народные сказки «Колобок», «Курочка ряба», стихотворения А. Барто из серии «Игрушки» и др.. Для того чтобы малыш захотел рассказать, взрослый должен проявить, заинтересованность, быть слушателем, умеющим, если необходимо, активизировать мысль и речь маленького рассказчика наводящими вопросами, тактичной подсказкой. Иногда можно напомнить содержание сказки или рассказа с помощью иллюстраций. Но делать все это надо с учетом возможностей ребенка. Малыш не усваивает содержание книг осмысленно. Поэтому читать незнакомые ему произведения каждый раз не следует. Это приводит к переутомлению, неустойчивости внимания и интереса к содержанию прочитанного. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги, встречаясь с ними как со старыми знакомыми, стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют взрослого, если он допустил неточность. Здесь маленький, слушатель проявляет высокую активность.
Со старшими дошкольниками увлекательно проходят занятия «Придумай конец к рассказу (сказке)». Взрослый коротко рассказывает ситуацию (например, щенок убежал от хозяина), а затем предлагает ребенку продолжить рассказ. («Что дальше приключилось со щенком?») При этом важно следить за чистотой речи, ее грамматическим строем, умением логично излагать мысль, за интонационной выразительностью.
Дети любят рисовать. В домашних условиях воспроизводят то, что хотят. И тогда случается, что в их рисунках мы видим однообразные, бедные ш содержанию сюжеты: домик и девочка, машины и цветы и т. и. Чтобы обогатить детский рисунок, надо побуждать ребенка рисовать то, что он видел. Можно, например, предложить: «Нарисуй Москва-реку и мост. Вспомни, что ты видел сегодня на прогулке». Из окна квартиры ребенок видит улицу, транспорт, деревья, школу. Все это можно воспроизвести на листе бумаги. Главное, чтобы задание всегда опиралось на жизненный опыт ребенка, его умения.
Малыш часто комментирует свой замысел вслух: «это тигр. А это я. Я дрессировщик. Я его не боюсь». Этим самым он выражает свое эмоциональное отношение к изображаемому. Слово, которым ребенок сопровождает свою деятельность, служит также и средством, восполняющим неумение что-то преодолеть: далеко не всякий замысел он может воплотить и споем рисунке. Слово же как бы компенсирует отсутствие еще не сформировавшихся навыков. Подобное явление — показатель активности мысли ребенка, его интереса к деятельности. Вот почему, если малыш нарисовал что-то «несусветное» и пытается заверить нас, что это паровоз или машина, не следует опровергать его доводы, лучше, поддержать их, вместе пофантазировать, задать ему вопросы: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина, Кто управляет ею?». Пусть детская деятельность станет предметом разговора, это всегда увлекает малыша, и он охотно фантазирует, отвечая на ваши вопросы. Такое общение способствует не только развитию речи: попутно решается и «мне один немаловажная педагогическая задача — пробуждается детская мысль, творческая фантазия, без которой невозможна никакая деятельность ребенка.
Немало удовольствия получает игрою с глиной и пластилином. Вылепленные пластилином фигурки, посуда и другие предметы часто используются им в игре. К сожалению, взрослые относятся к занятиям пластилином настороженно: боятся, что ребенок запачкает и себя, и мебель, одежду. Но если научить его правильному обращению с глиной или пластилином, то опасения отпадут сами собой. Изображая знакомые предметы, он конструирует, развивает глазомер, развивает мелкие мышцы рук. Важное занятие для подготовки к обучению к школе.
Для ленки потребуется дощечка клеенка размером с развернутый лист тетради или лист А4. Малыша сначала учат делать колбаску, палочку, столбик, раскатывать комок глины между ладонями. Можно показать, как сделать шарик или лепешку. Из этих деталей он затем научится делать более сложные предметы, скрепляя их путем -прижимания и оглаживания в местах соединения: грибы, овощи, фрукты, посуду, животных, а также те предметы, которые он делал в детском саду на занятиях.
Дети любят вырезать из бумаги хороводы елочек, человечков, складывать бумажного голубя или лодочку, из цветной бумаги вырезать узоры или геометрические. фигуры, а затем делать из них ковер (разложив фигуры и наклеив на листе бумаги).
Любое занятие требует соответствующей подготовки и условий. Ребенка 3— 4 лет надо учить, чтобы он, прежде чем.приступить к занятию, подготовил все необходимое; взрослый следит за ним, чтобы он правильно сидел по отношению к свету, в удобной позе. Дети старшего дошкольного возраста должны знать эти правила и готовиться к занятию самостоятельно. Важно следить за тем, чтобы ребенок доводил начатую работу до конца, выполнял ее качественно. И здесь немаловажную роль играет отношение взрослого к делам ребенка. Если он видит, что к его занятию относятся серьезно, у него повышается ответственность к выполнению задания. Надо и вовремя приободрить его, похвалить за старание, отметить, что удалось, а что нет. Например: «Девочка получилась выше дерева. Разве так бывает?» Однако недопустимо перехваливать ребенка. Важна объективная оценка результатов его деятельности. Постоянно слыша похвалу, дошкольник постепенно привыкает к тому, что все ему легко дается, усилия и старания не нужны. Нельзя забывать и то, что некоторые действия ребенка для его развития являются важными и значительными, нам, взрослым, они кажутся мелочью: Подумаешь! дорисовал!», «Подумаешь, неправильно держит карандаш!-Пойдет в школу — научится», «Не беда, что принимается сразу за десять дел, лишь бы занят был!», «Вот пойдет в школу, тогда...» И тогда выясняется, что у него не сформировано серьезное, ответственное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. В этом случае взрослые часто говорят: неспособный, а оказывается дело в другом: вовремя не выработана у будущего первоклассника психологическая готовность к обучению.
Принимая участие в детских играх, занятиях, развлечениях, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребенка разумно, целеустремленно. Однако полезно предоставлять и самому организовать свой досуг. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность к самоорганизации, которая так необходима им при обучении в школе, выполнении домашних заданий.