Найти в Дзене
Веселый Малыш

БУДНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ (Часть 2)

Жизнь ребенка дошкольного возраста протекает не только в игре. Он приобретает полезные знания и умения на специально организованных занятиях. Читая малышу книги, не надо торо­питься листать страницу за страницей. Пусть он рассмотрит ил­люстрации, скажет, что на них изображено. Разумеется, содер­жание картинки должно быть понятным ребенку. Дети пяти-шести лет могут самостоятельно составлять неслож­ные рассказы по картинке. Если ребенок затрудняется ответить связно, что изображено на картинке, можно задать наводящие вопросы. Например, при рассмотрении иллюстрации «Зимние за­бавы» спросить: «Что делают дети? Какое время года здесь изображено? Почему ты думаешь так?» Подобные беседы-помо­гут ребенку научиться логически мыслить, видеть главное, выра­жать в слове свою мысль. Читая книги или рассказывая сказки, взрослый следит за тем, чтобы ребенок сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекался и не занимался ничем посторонним. Это зависит и от обстановки, в которой он находится, и от выра

Жизнь ребенка дошкольного возраста протекает не только в игре. Он приобретает полезные знания и умения на специально организованных занятиях. Читая малышу книги, не надо торо­питься листать страницу за страницей. Пусть он рассмотрит ил­люстрации, скажет, что на них изображено. Разумеется, содер­жание картинки должно быть понятным ребенку.

Дети пяти-шести лет могут самостоятельно составлять неслож­ные рассказы по картинке. Если ребенок затрудняется ответить связно, что изображено на картинке, можно задать наводящие вопросы. Например, при рассмотрении иллюстрации «Зимние за­бавы» спросить: «Что делают дети? Какое время года здесь изображено? Почему ты думаешь так?» Подобные беседы-помо­гут ребенку научиться логически мыслить, видеть главное, выра­жать в слове свою мысль.

Читая книги или рассказывая сказки, взрослый следит за тем, чтобы ребенок сидел спокойно, внимательно слушал, не отвлекался и не занимался ничем посторонним. Это зависит и от обстановки, в которой он находится, и от выразительности чтения взрослого, от умения его донести до ребенка содержание произведения.

Важно также дать ребенку почувствовать, что слушать чте­ние книги - это серьезное занятие; к нему надо подготовить ма­лыша: выключить телевизор (ничто не должно отвлекать от занятия), удобно посадить его, чтобы было хорошо видно лицо чтеца и что­бы ребенок мог даже заглянуть в книгу с иллюстрациями.

Маленький ребенок способен запоминать стихи, потешки. Если малыш слышал несколько раз одно и то же стихотворение, он вскоре попытается воспроизвести его наизусть.

В четыре-пять лет ребенок может сам пересказывать неслож­ные короткие рассказы, сказки, стихи, например русские народ­ные сказки «Колобок», «Курочка ряба», стихотворения А. Барто из серии «Игрушки» и др.. Для того чтобы малыш захотел рас­сказать, взрослый должен проявить, заинтересованность, быть слушателем, умеющим, если необходимо, активизировать мысль и речь маленького рассказчика наводящими вопросами, тактич­ной подсказкой. Иногда можно напомнить содержание сказки или рассказа с помощью иллюстраций. Но делать все это надо с уче­том возможностей ребенка. Малыш не усваивает содержание книг осмысленно. Поэтому читать незнакомые ему произведения каждый раз не следует. Это приводит к переутомлению, неустой­чивости внимания и интереса к содержанию прочитанного. Ма­ленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные кни­ги, встречаясь с ними как со старыми знакомыми, стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют взрос­лого, если он допустил неточность. Здесь маленький, слушатель проявляет высокую активность.

Со старшими дошкольниками увлекательно проходят занятия «Придумай конец к рассказу (сказке)». Взрослый коротко рас­сказывает ситуацию (например, щенок убежал от хозяина), а затем предлагает ребенку продолжить рассказ. («Что дальше приключилось со щенком?») При этом важно следить за чистотой речи, ее грамматическим строем, умением логично излагать мысль, за интонационной выразительностью.

-2

Дети любят рисовать. В домашних условиях воспроизводят то, что хотят. И тогда случается, что в их рисунках мы видим однообразные, бедные ш содержанию сюжеты: домик и девочка, машины и цветы и т. и. Чтобы обогатить детский рисунок, надо побуждать ребенка рисовать то, что он видел. Можно, например, предложить: «Нарисуй Москва-реку и мост. Вспомни, что ты видел сегодня на прогулке». Из окна квартиры ребенок видит улицу, транспорт, деревья, школу. Все это можно воспроизвести на листе бумаги. Главное, чтобы задание всегда опиралось на жизненный опыт ребенка, его умения.

Малыш часто комментирует свой замысел вслух: «это тигр. А это я. Я дрессировщик. Я его не боюсь». Этим самым он выра­жает свое эмоциональное отношение к изображаемому. Слово, которым ребенок сопровождает свою деятельность, служит также и средством, восполняющим неумение что-то преодолеть: далеко не всякий замысел он может воплотить и споем рисунке. Слово же как бы компенсирует отсутствие еще не сформировавшихся навыков. Подобное явление — показатель активности мысли ребенка, его интереса к деятельности. Вот почему, если малыш нарисовал что-то «несусветное» и пытается заверить нас, что это паровоз или машина, не следует опровергать его доводы, лучше, поддержать их, вместе пофантазировать, задать ему вопросы: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина, Кто управляет ею?». Пусть детская деятельность станет предметом разговора, это всегда увлекает малыша, и он охотно фантазирует, отвечая на ваши вопросы. Такое общение способствует не только разви­тию речи: попутно решается и «мне один немаловажная педаго­гическая задача — пробуждается детская мысль, творческая фан­тазия, без которой невозможна никакая деятельность ребенка.

-3

Немало удовольствия получает игрою с глиной и пластилином. Вылепленные пластилином фигурки, посуда и другие предметы часто используются им в игре. К сожалению, взрос­лые относятся к занятиям пластилином настороженно: боятся, что ре­бенок запачкает и себя, и мебель, одежду. Но если научить его правильному обращению с глиной или пластилином, то опасения отпадут сами собой. Изображая знакомые предметы, он конструирует, развивает глазомер, развивает мелкие мышцы рук. Важное занятие для подготовки к обучению к школе.

Для ленки потребуется дощечка клеенка размером с развернутый лист тетради или лист А4. Малыша сначала учат делать колбаску, палочку, столбик, раскатывать комок глины между ладонями. Можно показать, как сделать шарик или лепешку. Из этих дета­лей он затем научится делать более сложные предметы, скрепляя их путем -прижимания и оглаживания в местах соединения: гри­бы, овощи, фрукты, посуду, животных, а также те предметы, ко­торые он делал в детском саду на занятиях.

Дети любят вырезать из бумаги хороводы елочек, человечков, складывать бумажного голубя или лодочку, из цветной бумаги вырезать узоры или геометрические. фигуры, а затем делать из них ковер (разложив фигуры и наклеив на листе бумаги).

Любое занятие требует соответствующей подготовки и усло­вий. Ребенка 3— 4 лет надо учить, чтобы он, прежде чем.присту­пить к занятию, подготовил все необходимое; взрослый следит за ним, чтобы он правильно сидел по отношению к свету, в удобной позе. Дети старшего дошкольного возраста должны знать эти правила и готовиться к занятию самостоятельно. Важно сле­дить за тем, чтобы ребенок доводил начатую работу до конца, выполнял ее качественно. И здесь немаловажную роль играет отношение взрослого к делам ребенка. Если он видит, что к его занятию относятся серьезно, у него повышается ответственность к выполнению задания. Надо и вовремя приободрить его, похва­лить за старание, отметить, что удалось, а что нет. Например: «Девочка получилась выше дерева. Разве так бывает?» Однако недопустимо перехваливать ребенка. Важна объективная оценка результатов его деятельности. Постоянно слыша похвалу, до­школьник постепенно привыкает к тому, что все ему легко дается, усилия и старания не нужны. Нельзя забывать и то, что некото­рые действия ребенка для его развития являются важными и значи­тельными, нам, взрослым, они кажутся мелочью: Подумаешь! дорисовал!», «Подумаешь, неправильно держит карандаш!-Пойдет в школу — научится», «Не беда, что принимается сразу за десять дел, лишь бы занят был!», «Вот пойдет в школу, тогда...» И тогда выясняется, что у него не сформировано серь­езное, ответственное отношение к занятиям, что у него образо­вался неправильный навык держать ручку, что у него нет усид­чивости, терпения, настойчивости. В этом случае взрослые часто говорят: неспособный, а оказывается дело в другом: вовремя не выработана у будущего первоклассника психологическая готов­ность к обучению.

Принимая участие в детских играх, занятиях, развлечениях, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ре­бенка разумно, целеустремленно. Однако полезно предоставлять и самому организовать свой досуг. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность к самоорганизации, которая так необходима им при обучении в школе, выполнении домашних заданий.