Найти в Дзене

«Сотников» Василя Быкова: самопожертвование или торг со злом

Сегодня в рубрике «Студент читающий» мы решили поговорить с сыном о советской военной классике — книге Василя Быкова «Сотников». Повесть была написана в 1969 году. Ее идея родилась из встречи писателя с бывшим однополчанином, которого все считали погибшим, но он оказался среди пленных немцев. — Как сегодня воспринимается советская классика? — Да отлично воспринимается, потому что в книге затронуты вечные темы, одна из них — христианский мотив самопожертвования. Сотников жертвует собой во имя общего дела, а Рыбак предает общие идеалы, после чего пытается повеситься. Это очевидный пласт, Христос и Иуда на материале Великой Отечественной войны. — Давай напомним вкратце сюжет? — Двое партизан, интеллигент Сотников и обычный крестьянский мужик Рыбак отправляются по заданию командира в оккупированную деревню. Рыбак лучший партизан, чем Сотников, он лучше приспособлен к лесной жизни, физическому труду и войне. Сотников менее практичен, но он отличается порядочностью. Эти двое попадают в плен

Сегодня в рубрике «Студент читающий» мы решили поговорить с сыном о советской военной классике — книге Василя Быкова «Сотников». Повесть была написана в 1969 году. Ее идея родилась из встречи писателя с бывшим однополчанином, которого все считали погибшим, но он оказался среди пленных немцев.

— Как сегодня воспринимается советская классика?

— Да отлично воспринимается, потому что в книге затронуты вечные темы, одна из них — христианский мотив самопожертвования. Сотников жертвует собой во имя общего дела, а Рыбак предает общие идеалы, после чего пытается повеситься. Это очевидный пласт, Христос и Иуда на материале Великой Отечественной войны.

— Давай напомним вкратце сюжет?

— Двое партизан, интеллигент Сотников и обычный крестьянский мужик Рыбак отправляются по заданию командира в оккупированную деревню. Рыбак лучший партизан, чем Сотников, он лучше приспособлен к лесной жизни, физическому труду и войне. Сотников менее практичен, но он отличается порядочностью. Эти двое попадают в плен к немцам, и с ними еще несколько человек, которых они нечаянно подвели.

Рыбак пытается выторговать для себя жизнь. В нем очень сильна жажда жизни. Он полон ненависти к полицаям, но он пытается все равно что-то выторговать. Сотников принимает ситуацию: смерть — значит, смерть, никакого торга, надо сохранять достоинство. Потом Сотникову приходит мысль о самопожертвовании, он решает сказать, что это он — командир отряда, чтобы с ним расправились, а остальных оставили в живых.

Рыбак пытается спастись, не понимая, к чему это может привести. Он неплохой человек, он идейно заряжен не хуже Сотникова, но в нем слишком сильна жажда жизни. В итоге его ставят перед выбором — или он вышибает колоду из-под ног Сотникова на виселице, или вот петля для него самого. Не осознавая последствий, Рыбак делает выбор в пользу сохранения своей жизни. Он начинает понимать, что произошло, лишь когда его ставят в колонну полицаев.

Василь Быков.
Василь Быков.

— В письме к другому белорусскому писателю Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовал историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию и выбрал «сходную модель на материале партизанской войны», точнее, жизни в оккупации.

— Быков противопоставляет своих героев по линии отношения к культурным ценностям. Он делает акцент на интеллигентности Сотникова, который до войны был учителем, и на простоте Рыбака, который за жизнь и пяти книг не прочитал. Рыбак был лучшим воином, когда шло испытание физических способностей. Но когда начались нравственные испытания, Рыбак сразу сдался и оказался ничтожен на фоне того, каким титаном оказался Сотников, в котором культура воспитала качества самопожертвования, ответственности и максимального неприятия зла.

Со злом нельзя торговаться. Если попался — только смерть. Рыбак всего-навсего пытался хитрить. Он не планировал предавать товарищей, но в итоге запутался в своих показаниях и стал предателем.

Произведение довольно простое по форме, но сильно задевающее что-то в сердце. Лучшего способа показать героизм на войне как явление, наверное, не существует.

Интересна композиция — в книге одна глава про Рыбака, одна про Сотникова, произведение состоит из одинакового количества чередующихся глав. Книга про двоих, но название — «Сотников», а не «Рыбак и Сотников», например.

— Тебе не показалось при чтении, что в книге есть идеологические моменты?

— Вообще нет. Хотя там есть некоторые абзацы, которые читаешь и понимаешь, что они вставлены «для цензора», либо по требованию цензора. Но Великая Отечественная война по большому счету была войной на уничтожение советского народа, и там воевали не за Сталина, не за идеологию, а за сохранение национального духа и самой нации. Как мне кажется, Сотников умер именно за это. Книга ни в коем случае не воспринимается как «советская агитка». Она выше идеологии.

— То есть «вечные вопросы» на материале Великой Отечественной войны?

— Да, все как в жизни — есть какое-то абсолютное зло: полицаи, люди, предавшие свой народ, убивающие своих же за какие-то подачки. А вот абсолютного добра нет. Оно проскальзывает только тогда, когда Сотников кричит, что это он виновен, а остальные невиновны. Это такая искорка абсолютного добра. Так и в жизни — зло легко можно определить, его видно, а абсолютное добро встречается редко, и какими-то искорками, лучиками, вспышками.

Кадр из фильма "Восхождение" по повести "Сотников".
Кадр из фильма "Восхождение" по повести "Сотников".

Обязательно советовал бы всем читать эту книгу. В школе я ее, к сожалению, не прочитал, хотя она была в рекомендациях. А сейчас понимаю, что ее надо читать в школе и обязательно всем.

— Какие-то исторические подробности из нее можно узнать молодому поколению?

— Я очень мало знал о жизни на оккупированных территориях. Там есть персонаж — староста, тоже, кстати, очень важный образ, это немолодой мужчина из села, который был вынужден пойти на сотрудничество с немцами. Ему сказали, что либо он будет старостой, либо другой односельчанин, который отличался маниакальной жестокостью. И этот человек идет на сотрудничество со злом ради минимизации зла. Автор никакой оценки этому персонажу не дает, оставляет ее на суд читателя. Такие детали очень интересны.

— Мораль книги, как ты ее понял?

— Единственное, что говорит автор — не будьте, как Рыбак. Быть всем, как Сотников, он тоже не может посоветовать, это не всем дано — быть Христом. Но Быков выражает надежду, что культура может в человеке разжечь это чувство.

#студент читающий #книги круглый год #василь быков #книги #чтение