Найти в Дзене
Заметки Художника

Какие же они разные, эти китайцы! Живописец Жаоминг Ву

Жаоминг Ву, "Отдых", холст, масло
Жаоминг Ву, "Отдых", холст, масло

Сегодня я предлагаю взглянуть на творчество художника, который, хотя и родился в Китае, по сути дела, полностью принадлежит европейской изобразительной традиции. Вносит ли он в неё некие особенности, характерные именно для китайского искусства? И об этом я скажу несколько слов. Кстати, о европейской традиции я говорю в самом широком смысле, поскольку де-факто художник проживает в Сан-Франциско, куда перебрался уже в зрелом возрасте.

Китай сейчас завоевывает всё новые позиции не только в экономике и технологиях, но и в искусстве. В этом нет ничего удивительного, если принимать во внимание способность китайской культуры абсорбировать и адаптировать под себя самые разные влияния и тенденции, численность населения как Китайской республики, так и многочисленных китайских диаспор по всему свету, а также традиционное прилежание, с которым китайские студенты осваивают любые области знания.

Всё же, следует выделять, как минимум, три основных направления развития китайского искусства в наши дни. Первое — это продвижение и развитие традиционных школ китайской живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Второе — вклад китайских мастеров, как работающих на родине, так и мигрантов, в европейскую изобразительную традицию. Третье — современное искусство, которое, по сути своей, интернационально, но китайские мастера вносят и в него свой колорит и свои реалии.

Мне думается, что говорить о «европейском» направлении в творчестве китайских художников проще, чем о двух других. Традиционное китайское искусство — это особый мир, разговор о нём требует наличия специальной подготовки и у рассказчика, и у слушателей. А самого современного китайского искусства я уже касался, упомянув в нескольких публикациях творчество Ай Вэйвэя, Юй Миньцзюя и Чжана Сяогана. Эта тема тоже непроста, уже не из-за национальных особенностей, а потому, что круг любителей и почитателей Contemporary art узок, как круг революционеров-декабристов до пробуждения Герцена 🙂.

«Европейское» искусство китайцев, если разобраться — самая благодатная тема. Оно мастерски выполнено, оно не содержит каких-либо зашифрованных посланий, его ценность —прежде всего, в пластических, колористических и декоративных качествах. Конечно, ему, как и любому настоящему искусству, присуще эмоциональное и идейное содержание, но оно неразрывно связано с чисто внешними характеристиками живописи.

Жаоминг Ву родился в Гуанчжоу в 1959 году, в семье матери-врача и отца-инженера. Возможно, мне стоило привести его имя и фамилию в том порядке, который привычен и приличен для Китая — Ву Жаоминг, то есть, сначала — фамилия, потом — имя. Обратный порядок — это Европа и Америка, и в большинстве источников художника именуют именно на европейский манер.

Ву вырос во время Культурной революции. Когда ему было 8 лет, он был вынужден прекратить обучение в школе из-за того, что правительство закрыло учебные заведения на два года. В течение этого времени, которое он проводил дома один, он занимался копированием комиксов, чтением художественной литературы и рисованием иллюстраций к прочитанным книгам. Кроме того, он по книгам знакомился и с традиционной китайской живописью. Когда ему было 12 лет, мать заметила его одаренность и попросила одного из своих пациентов, профессора Академии изящных искусств Гуанчжоу, обучать ее сына. Профессор согласился, и Ву брал у него частные уроки в течение пяти лет.

После окончания средней школы Ву устроился художником-графиком в рекламное агентство, которое требовало, чтобы он каждое утро посещал занятия по графическому дизайну в Шанхайском колледже легкой промышленности. По сей день он считает, что эта ранняя работа отточила его профессиональные навыки и помогла ему понять, как использовать визуальные образы для повествования.

Позже Ву работал преподавателем живописи в Академии изящных искусств в Гуанчжоу, одновременно занимаясь творчеством.

В Соединенные Штаты он переехал в 1991 году. Был принят на работу в качестве преподавателя в Университет Академии искусств Сан-Франциско, а в 1995 году получил степень магистра изобразительных искусств. Там он преподаёт и по сей день.

Ву больше всего известен своими картинами «фигуративного» жанра. Возможно, мне следовало бы поискать более традиционное определение, чем "фигуратив", но это тот редкий случай, когда «новояз» точнее описывает суть явления, чем терминология прежних времен. Ну как ещё назвать жанр, основанный на изображении человеческой фигуры (преимущественно, женской) в достаточно условном контексте? Ясно, что это не портрет, поскольку объектом интереса художника не является конкретная личность, наоборот, образы в его картинах — максимально обобщенные, мы чаще всего даже не видим лиц изображенных женщин. Это и не бытовой жанр, поскольку отсутствует привязка фигур к каким-либо конкретным действиям. Названия отдельных работ, которые придают им какое-то подобие реальных жизненных ситуаций — не более, чем дань традиции. Художник вполне мог бы обойтись без них, тем более, что многие картины представляют собой, в сущности, мастерски исполненные этюды.

Нельзя даже сказать, что его персонажи отдыхают, потому что их позы — подчас достаточно сложные и напряженные, сохранять такие даже для профессиональных натурщиц нелегко, а уж застать в них реальных девушек — практически невозможно. Это - специально поставленные аранжировки, которые по сути своей ближе всего к натюрморту, и отнести их к этому жанру мешает лишь то, что в качестве основного объекта в них фигурирует живое женское тело.

Пластика этого тела, его взаимодействие с антуражем, с драпировками и иными объектами — вот что интересует художника. И ещё — свет. Можно даже сказать, свет — в первую очередь. Жаоминг Ву — удивительный мастер передачи освещения. И в пейзажах, и в картинах с фигурами мы чувствуем источник света, видим, как свет растекается, скользит по поверхности предметов. Цвет тоже важен, но цветовую гамму художник порой сознательно ограничивает. А сват актуален всегда. Он то яркий, то приглушенный, то естественный, то искусственный. Он льётся сверху, сочится сквозь окна, пробивается из-за предметов контражуром, лепит объемы с разных сторон.

Свет передаётся с помощью цвета. Колористические решения картин Ву очень разнообразны, но всегда изысканны. Порой он даёт большое богатство оттенков, порой — резкий контраст двух — трёх цветов, порой — тончайшую нюансировку почти монохромной сцены.

Техника у Ву сложная - он использует богатейшую гамму текстур и методов нанесения краски. Мазки то легчайшие, то пастозные, порой переходы между ними просто тают - настолько они постепенны и нежны, а порой они чуть ли не "выпадают" из картины. Иногда создаётся ощущение акварельности или пастели, но оно обманчиво - всё это масло.

Обнаружил я в отдельных источниках мнение, что Ву продолжает традиции французских импрессионистов 19-го века. О том, что «наследниками» импрессионистов кого только не объявляли, я уже писал. Является ли Ву импрессионистом? И да, и нет. Да — по технологии работы, по своему отношению к свету как доминирующему элементу изображения и по стремлению передавать форму с помощью градаций и оттенков цвета. Нет — потому, что в основе подхода импрессионистов лежит непосредственное впечатление от увиденного, им не свойственна искусственная аранжировка предметов, изъятие их из контекста. Пейзажи Ву, таким образом, более импрессионистичны, чем постановки с фигурами.

Относительно того, насколько в творчестве Мастера чувствуется отзвук традиционного китайского искусства, тоже можно поспорить. Прежде всего, этюдная живопись маслом - это в принципе далеко от дальневосточной изобразительной традиции, где использовались тушь и акварель, а картины создавались по памяти и воображению.

Однако кое-что от "китайской традиции" в работах Ву всё же есть. Мастеру свойственна высокая степень обобщения и стремление ввести в работы "воздушность". Это достигается соотношением фигур с фоном, расположением объектов таким образом, при котором насыщенная деталями, проработанная часть дополняется и уравновешивается большим количеством ничем как будто не заполненного пространства.

Характерно то, что это возникло в работах художника не сразу, а проявилось лишь в зрелый период. Достаточно посмотреть на ранние работы, чтобы заметить, что в начале творческого пути принцип заполнения пространства картин у живописца был иным. Там "всего много", а пространство - не равноправный элемент изображения, а лишь небольшое количество фона вокруг фигур. В этом смысле можно сказать, что ранние произведения Ву были гораздо менее "китайскими" по духу, чем поздние.

Что касается технологии работы, то художник практически всегда пишет в манере «алла прима». В сети можно увидеть его демонстрационные видео, он любит давать мастер-классы. Вот парочка из них Zhaoming Wu “Solitude” **FREE Lesson Viewing - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) Zhaoming Wu “Solitude” **FREE Lesson Viewing - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) При этом, можно заметить, в качестве натуры часто использует фото, но от фотореализма в его манере практически ничего нет. Скорее, можно сказать так: натура или фотография — для него лишь отправная точка для создания собственной цвето-световой симфонии.

Ещё одно интересное утверждение касательно творчества Ву состоит в том, что его композиционные принципы близки абстрактному искусству. Якобы он строит свои изображения из почти абстрактных элементов, которые называет точками, массами и линиями. Линии — протяженные элементы, направляющие взгляд зрителя, точки — мелкие элементы, а массы, соответственно, крупные и достаточно однородные.

"Я использую точки, массы и линии так же, как композитор использует ноты для написания песни", — говорит Ву.

Вот это похоже на правду. На ранних стадиях работы это «конструирование» образа видно очень хорошо. Сложные силуэты в картинах Ву могут включать в себя части и фигуры, и аксессуаров, и фона. Сложный "арабеск" света в картине "Касаясь неба" состоит из ярко освещенного пространства за окном и бликов на волосах и складках платья девушки. А "теневой противовес" образуется из сложной тени в нижнем правом углу и двух темных акцентов - одного в левой и одного в верхней части картины.

С 1983 года работы Ву выставлялись в Азии, Европе и Соединенных Штатах. Он получал награды, в том числе награду за заслуги на шестой Национальной художественной выставке в Пекине; премию Фонда Густафсона; премию Национального общества художников, работающих маслом и акрилом (США); первое место на девятой Национальной выставке рисунков и рисунков, проходящей раз в два года; второе место в International Artist Magazine Challenge и премию Далера-Роуни от ассоциации живописцев Америки.

Ву выпустил семь книг своих работ и несколько демонстрационных DVD-дисков. Его работы публиковались в журналах International Artist Magazine, Art of the West, Art Talk Magazine и American Art Collector.

Как получить от картин Жаоминга Ву максимум удовольствия? Не ищите в них особого смысла. Лучше почувствуйте их настроение, они очень атмосферны, все, не только пейзажи. И любуйтесь красотой форм, глубиной теней, разнообразием оттенков. Скользите взглядом по картинам и постарайтесь отрешиться от "всего земного". В этом смысле Ву - художник, едва ли не идеально гармонирующий с понятием "Дзен" 🙂

Фото: Жаоминг Ву даёт урок работы с живой натурой.
Фото: Жаоминг Ву даёт урок работы с живой натурой.
И написанный им в ходе этого мастер-класса этюд.
И написанный им в ходе этого мастер-класса этюд.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.