Во время моих путешествий я всегда ищу беседы с попутчиками. Особенно в отдаленных и нетуристических странах такой обмен знаниями часто обогащал мой опыт пешего туризма, давая ценные советы.
В период с декабря по март 2022 года (после того, как я узнал, что уеду из Германии, чтобы начать новую работу в Калифорнии), я взял на себя обязательство посетить как можно больше стран Европы и вокруг нее, включая Северную Македонию.
Как и его соседи, Албания и Косово, это место до сих пор не считается «туристической страной». Почему это? Я серьезно понятия не имею. Люди, кажется, просто не знают, сколько всего могут предложить эти места.
ПОЧЕМУ БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ?
При общении с друзьями первые реакции варьировались от «там ничего нет , зачем тебе вообще туда ходить?» до «это просто опасно, не делай этого!».
Дезинформация и воспоминания о давно забытом прошлом, кажется, мешают людям рассматривать балканские страны в качестве направлений для путешествий.
Вопреки таким ожиданиям, в Северной Македонии, в частности, есть множество захватывающих дух и нетронутых природных уголков, которые можно исследовать, не соревнуясь на небольших пешеходных тропах с сотнями туристов.
Одним из таких красивых мест, которое я посетил во время поездки в Северную Македонию весной 2022 года, является каньон Матка.
КАК ЛЕГКО ДОБРАТЬСЯ ДО КАНЬОНА МАТКА
До каньона Матка, расположенного недалеко от границы с Косово, легко добраться на машине. Улицы содержатся в хорошем состоянии и соответствующим образом нанесены на карту при использовании Google Maps (или любого другого программного обеспечения / приложения для онлайн-навигации).
По сути, есть два основных узла, с которых можно начать путешествие в каньон Матка. Первый, который к тому же находится ближе всего к каньону, — Скопье, столица Северной Македонии. Дорога до каньона Матка занимает всего около получаса при выезде из любого места в центре города.
В качестве альтернативы выезд из Приштины, Косово, также представляет собой не менее разумную альтернативу. Хотя до каньона примерно 100 км, эта отправная точка находится немного дальше, 1,5 часа езды в основном проходят по шоссе в очень хорошем состоянии.
Лично мне нравится, что до каньона легко добраться из двух городов, в которых есть международные аэропорты.
Независимо от того, путешествуете ли вы по Балканам и хотите включить каньон в свой маршрут, или просто ищете доступный и быстрый путь туда и обратно, расположение каньонов удваивает возможности как для гибкости, так и для экономии денег.
КАК ПЕРЕЕХАТЬ С ПАРКОВКИ В КАНЬОН
Хотя дружелюбный голос моего мобильного телефона сказал мне, что я достиг своей цели, я еще не до конца в это поверил. Я въехал на большую парковку и справа от меня было здание, которое, скорее всего, было рестораном или информационным центром.
Я не мог точно сказать, так как он был закрыт и нигде не имел посторонней информации. Слева от меня была река Треска (что имеет смысл при поиске заполненного водой каньона, верно?). Передо мной была улица, ширина которой составляла лишь половину той, на которую я только что вошел.
Я еще раз мельком взглянул на карту GPS и убедился, что на самом деле каньон прямо передо мной. Итак, я решил просто посмотреть, куда меня приведет узкая улочка.
Всего через 20 секунд я добрался до небольшого участка, который напомнил мне тупик в жилом районе.
Несколько автомобилей были припаркованы во всевозможных направлениях и направлениях. Некоторые параллельны стене, некоторые обращены к середине улицы. Я не мог понять, было ли это место настоящей парковкой или просто местом, где машины могли развернуться. К счастью, была и парковка для такси.
Парень, сидевший на водительском сиденье, курил сигарету и высунул ноги из окна. «Хороший и надежный источник информации, если он говорит по-английски», — подумал я и подошел к нему, поддерживая двигатель своей машины (да, в это время года/дня было довольно холодно).
Его английский был не самым лучшим, но он более чем помог ответить на два моих вопроса. Сначала он заверил меня, что я могу оставить машину прямо там, где она была припаркована, а также указал путь, которым я должен следовать, чтобы добраться до входа в каньон.
Это была узкая тропинка, которую можно было бы легко не заметить, если бы не указали специально. Я последовал за ним и вошел в основную часть каньона, миновав плотину Матка за 2 минуты ходьбы.
ЧТО ТАМ ДЕЛАТЬ В КАНЬОНЕ МАТКА?
Что мне больше всего понравилось в районе входа в каньон Матка в Македонии, так это то, что он был довольно маленьким и его было легко понять. Слева от меня была река, а справа скалистый утес. Это оставило мне только один путь, прямо вперед.
Проходя дальше по булыжнику, я дошел до небольшого деревянного домика, который как раз открывался для бизнеса (я пришел туда рано, около 09:00). Я спросил у работника службы, что там делать, и получил простой, но прямой ответ: Ресторан, Байдарка и Ботиночный тур.
И это именно то, что вы можете сделать, посетив каньон. Звучит не так уж много, но определенно достаточно. Иногда мне кажется, что слишком много вариантов все равно затрудняют выбор. Так что в какой бы форме ни находились люди, у каждого есть возможность исследовать каньон.
Либо в одиночку, либо на лодке с гидом. Как обычно, я хотел не торопиться, сделать как можно больше фотографий и хотел совместить свое приключение с хорошей тренировкой. Поэтому я решил сначала пройти по пешеходной тропе вдоль реки.
Для кого-то (вроде меня), кто боится высоты, эта тропа местами может показаться сложной. Время от времени я достигал больших высот и в то же время имел крутой спуск слева от себя.
Честно говоря, хотя иногда я чувствовал себя немного неловко, в конце концов, это не имело большого значения. Поскольку это пешеходная тропа, всегда можно развернуться. Поэтому, даже если вы не уверены, сделайте это и посмотрите, как долго вы сможете это делать.
Примерно через час я решил развернуться. Я хотел оказаться внутри каньона, когда солнце достигло самой высокой точки в небе, не отбрасывая на поверхность воды тени от окружающих скал. Примерно в 11 утра я вернулся в деревянную хижину и взял напрокат одноместную байдарку.
Мне сказали идти по кромке воды и ждать на плавучей платформе 15 минут.
После того, как мне сказали, что надевание спасательного жилета обязательно, я сел в каяк и был свободен. Прежде чем начать свое путешествие по воде, я быстро спросил у парня из пункта проката, есть ли что-нибудь особенное, что можно увидеть внутри каньона.
Он сказал, что слева, примерно в 2 милях вверх по каньону, не было ничего, кроме пещеры, и что там можно было остановиться на байдарке. Мне этого достаточно, поэтому я вышел.
ПОИСК ПЕЩЕРЫ ВРЕЛО В КАНЬОНЕ МАТКА
Честно говоря, сплав вверх по реке в одиночку оказался намного утомительнее, чем я думал. Во-первых, мне, очевидно, приходилось постоянно бороться с течением. Как только я разогнался до определенной скорости, мне уже не было так тяжело.
Проблема заключалась в том, что я продолжал плыть вниз по реке каждый раз, когда прекращал грести, чтобы сделать снимки. По сути, пять минут фотографирования или управления дроном исключали весь процесс каякинга на 10 минут.
Соответственно, мне всегда приходилось тщательно выбирать, где и на какое время я перестану пользоваться своей камерой. Проблема в том, что после каждого поворота был еще один прекрасный вид.
Проведя более часа на воде, я начал отчаянно искать, что может быть платформой, на которой я должен был остановиться, чтобы добраться до пещеры. В каньоне не было ни сигнала GPS, ни какого-либо другого клея, который указывал бы, как далеко я проехал.
Прошло около 1,5 часов моего путешествия, когда я уже собирался развернуться и заметил еще один каяк, в котором было два человека, идущий вверх по реке. Прежде чем принять какое-либо иррациональное решение, я решил подождать и поговорить с ними (может быть, они тоже хотели проверить пещеру и знали больше?).
Я медленно плыл обратно вниз по реке, пока другой каяк приближался ко мне. Завязать разговор было очень легко и просто, так как в каньоне были только мы трое.
Два моих новых испанских друга (Алессандро и Серхио) сказали мне, что они тоже искали пещеру Врело, поэтому мы решили двигаться дальше вместе. Разговаривая друг с другом, никто из нас больше не сосредотачивался на изнурительном путешествии.
Через 15 минут после того, как мы объединили наши путешествия, слева от нас увидели деревянный причал. Он выглядел кривобоким и частично исчез в воде. — Может, это действительно так? мы спрашивали себя? На самом деле это выглядело настолько «не так», что мы решили двигаться дальше вверх по реке.
Только после того, как еще минут 20 ничего толкового не увидели, мы решили развернуться и остановиться у тенистой платформы, чтобы посмотреть, куда она нас приведет. Остановиться и выйти из каяка оказалось не так просто, как мы ожидали.
У моих испанских друзей было преимущество в том, что у них было 2 пары рук, поэтому, пока Серхио мог держаться за платформу, Алессандро вылез, чтобы помочь все разгрузить. Я, будучи один, наверное, не смог бы выбраться из байдарки.
По крайней мере, не без высокого риска потерять либо сам каяк, либо мой рюкзак (за который я держался при выходе).
После того, как мы все вышли из наших байдарок, мы поднялись по лестнице и действительно нашли вход в пещеру Врело. Однако в пещере и вокруг нее никого не было. Вдобавок ко всему, внутри пещеры было кромешной тьмой.
Мы гуляли какое-то время и снова стали очень неуверенными в своем местонахождении. Внезапно Алессандро сказал, что нашел внутри пещеры кабель, подключенный к светильникам. Эти кабели привели нас прямо к генератору рядом с деревянной картой, показывающей пути внутри пещеры.
«Дайте мне разобраться, я инженер», — сказал Алессандро, проверяя уровень топлива и запуская силовой агрегат.
Магия! В пещере зажегся свет, и мы с радостью вошли внутрь. Мы решили сделать это быстро, так как не знали, насколько стабильно будет работать генератор. Путь вниз по пещере был скользким и довольно опасным, даже при слабом освещении.
Меньше всего нам хотелось застрять внутри темной пещеры, которую никто из нас не знал. Через 10 минут мы снова были на улице, выключили генератор и мирно поплыли обратно по реке, мило беседуя.
Нам разрешили включить генератор и войти в пещеру самим? До сегодняшнего дня мы действительно не знаем. Мы решили не привлекать больше внимания к этому вопросу, как только вернемся на плавучую платформу пункта проката.
В конце концов, сервисмены рассказали мне и моим испанским друзьям о пещере, так что мы предположили, что они должны были знать. Прежде чем по отдельности отправиться домой, мы решили перекусить вместе в ресторане с видом на реку.
Позже ночью мы все встретились в Скопье, чтобы выпить. Разве не здорово, что почти каждое приключение сопровождается новыми друзьями?