История этого вида ремесла начинается в 14 веке. В это время яркую фаянсовую керамику из Испании начали привозить купцы в разные страны через остров Мальорку, откуда и пошло название «майолика».
Эти изделия высоко ценились по всей Европе. Особенно необычно в то время смотрелся белый фон, который обеспечивал фон для ярко окрашенных, иногда, позолоченных тарелок, ваз, небольших плиточек и крупных панно. Блеск поверхности достигался мастерами за счет использования оловянной глазури (это просто обычная свинцовая глазурь с добавлением небольшого количества оксида олова).
В Россию майолика попала их Голландии в 17 веке. Расцвет производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известными центрами были московский завод Гребенщикова, мастерские Гжели и, конечно, Ярославль. В то время производилась не только посуда, а еще и изразцы для украшения интерьера домов и храмов. Такие можно увидеть на фасаде храма на Измайловском острове.
На рубеже 19-20 веков в российском обществе возрос интерес к культуре русского Средневековья. Именно поэтому внимание художников привлекли искусные работы ремесленников Древней Руси. По словам Михаила Врубеля в свои работы он хотел внести «национальную нотку могучей музыки, музыки цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного и бледного Запада».
В 1889 году в подмосковном имении русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова была создана экспериментальная керамическая мастерская для возрождения древнерусской майолики, в которой работал Михаил Врубель.
Опера "Садко"Римского-Корсакова стала произведением, по мотивам которого Врубель создал несколько своих майоликовых работ.
В 1896 году С. И. Мамонтов приобрел участок в Москве и построил завод по производству майолики. И тогда же сюда была перенесена керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево».
Продукция завода пользовалась успехом по всей стране. Здесь была создана знаменитая врубелевская «Принцесса Греза».
Это крупномасштабное панно и сейчас украшает гостиницу Метрополь. На фасадах Метрополя еще 23 панно, выполненные на заводе Мамонтова. Это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и другие.
Второй характерной чертой производства завода «Абрамцево» был прием, когда майолика делалась не на стандартной плитке, а на фигурных разномодульных кусочках (первым такой прием применил Михаил Врубель). Интересно, что эту же технику применял в то же время Антонио Гауди — выдающийся испанский архитектор, активно применявший майолику в своем искусстве.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С. И. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель также получил золотую медаль за свои майоликовые работы, как художник — за камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», и за скульптуры по сюжетам опер.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Савва Мамонтов получил золотую медаль, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель – за свои работы.
По мнению экспертов, сегодня майолика переживает свой второй ренессанс. Яркие и тёплые краски, забавные рисунки, замысловатые узоры!
Современные мастерицы часто создают авторские предметы декора интерьера своими руками из битой посуды.
Если интересно посмотреть на их работы, пишите в комментариях).