Когда я снялся на фоне двора во Доме инвалидов в Париже, я не мог предполагать, что через несколько лет в этом месте будет прощание с Жан-Полем Бельмондо.
Был прекрасный солнечный весенний день, к тому же и день моего рождения.
И вот в такой же солнечный, только сентябрьский день, 9 сентября 2019 года здесь проходило прощание с Жан-Полем Бельмондо.
Прощание с Бельмондо в Доме инвалидов в Париже
Было грустно наблюдать эту церемонию, ком подступал к горлу, готов был всплакнуть, как и многие собравшиеся здесь в тот день. И простые люди, и знаменитости вроде актера Жана Дюжардена.
Наверное, в этот момент я прощался со своим детством, потому что уходил кумир моего детства, лежа в гробу на плечах солдат, на полусогнутых ногах уносивших его под музыку Эннио Морриконе «Chi mai» - «Кто бы ни…» из фильма «Профессионал» (я бы перевел это «Никто более» с учетом данной потери).
Жан-Поль Бельмондо был кумиром моего детства. Точнее не раннего детства, а отрочества. В этом возрасте ты не анализируешь умом, а принимаешь сердцем.
Бельмондо не был первым красавцем французского кино на фоне Алена Делона, не был и первым актером Франции на фоне Жана Габена, Филиппа Нуаре и других.
Сейчас я понимаю, что его герои, смелые, умелые, на стороне добра, да еще с чувством юмора, необходимы для любого мальчишки, чтобы он вырос нормальным человеком.
Тем более в те времена было не так много западных фильмов. С одной стороны, мы не могли увидеть какого-то авангардного кино в широком прокате, но, с другой стороны, мы были избавлены от потока второсортного кино. В детстве я видел не так много фильмов с участием Бельмондо.
Главный из этих фильмов для меня – «Частный детектив», где антагонистом героя Бельмондо был обаятельный убийца по прозвищу Ястреб в исполнении замечательного актера Бруно Кремера.
Не помню ни имени режиссера, ни других актеров, хотя среди них были и актеры, которые постоянно играли в фильмах с Бельмондо. Только противостояние этих двух героев. Тем более что и озвучивали их наши блистательные актеры Александр Демьяненко и Игорь Дмитриев.
И сюжет вроде бы незамысловатый, но построенный по традиционной схеме: герой попадает в проблемы, злодей совершает свои преступления, но его неизбежно настигает кара. И финальная сцена, когда в самолете, где злодей работает стюардом, т.е. в месте, откуда не сбежать, происходит схватка между главными героями.
Правда, в нашем варианте фильм заканчивался на эффектной фразе героя Бельмондо: «Твое здоровье, Коко!», из которой Ястреб понимал, что ему не спастись. И с художественной стороны это выглядело убедительнее. И только спустя годы я увидел полную версию фильма, где всё заканчивается дракой и победой нашего героя. Не знаю, что наша цензура нашла крамольного в концовке фильма, возможно, то, что Ястреб в ходе схватки ранил стюардессу.
Фильм «Великолепный» я впервые увидел в довольно оригинальном виде. Я мальчишкой был с тетей на море, в Анапе. Там был летний кинотеатр. Моя тетя предпочитала индийское кино и на такой фильм бы не пошла. А меня в любом случае не пропустили бы из-за возраста. Что делать? Как и все мальчишки, я залез на забор, огораживавший площадку, и посмотрел часть фильма. Я видел только верхнюю часть экрана и помню фрагмент на пляже, когда суперагент Боб Сен-Клер лихо расправлялся с многочисленными врагами.
Этот фильм, когда я позже посмотрел его целиком, произвел на меня сильное впечатление. Великолепная комедия с героем Бельмондо (озвученным Александром Демьяненко), с героиней в исполнении красавицы Жаклин Биссет и таким опереточным злодеем, которого сыграл итальянский актер Витторио Каприоли (да еще голосом Зиновия Гердта). И сам Бельмондо признавался, что это его любимый фильм.
Была у нас какая-то наивность, наверное, неискушенность, мы принимали пародии на боевики за сами боевики, по крайней мере, за шутливые боевики.
А пародии на вестерн считали вестернами. Для мальчишек постарше таким популярным фильмом была чешская музыкальная комедия «Лимонадный Джо». Я посмотрел его позже и мог только удивляться, что интересного вообще находили в этом фильме.
Еще один любимый фильм с Бельмондо – это «Чудовище». Здесь в паре с Бельмондо (говорившим голосом Николая Караченцова) была очаровательная Ракель Уэлч, уже известная мне по фильму «Миллион лет до нашей эры», тоже весьма популярному в детстве. И, конечно, отметим великого режиссера Клода Шаброля в роли своего коллеги, кинорежиссера.
Были и другие фильмы, которые нравились – «Картуш», «Повторный брак».
Главные фильмы Бельмондо, где он сотрудничал с великими режиссерами – Жан-Люком Годаром («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Женщина есть женщина»), Луи Малем («Вор»), Клодом Лелушем («Баловень судьбы», «Отверженные»), Франсуа Трюффо («Сирена с «Миссисипи»), которые считаются главным его достижением, я смотрел значительно позже и не могу их относить к воспоминаниям детства.
Поэтому главным киногероями моего детства были его блюстители закона или люди чести, с крепкими кулаками, с успехом у женщин и с неизменным чувством юмора («Кто есть кто», «Игра в четыре руки», «Профессионал»).
Успех Бельмондо не только в его блестящих актерских способностях, неотразимом обаянии, но и в том, что он воплощал в своих ролях архетип настоящего мужчины – сильного, но стоящего на службе добра, и, наверное, был таким мужчиной.
И этого актера мы будем помнить так, как мы помним счастливые моменты детства.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#Кино #франция #жан поль бельмондо