Час в день чтения вслух — и дети-школьники станут более сообразительными. Заодно укрепляются социальные связи и взаимная доброжелательность. К такому выводу пришли специалисты итальянского университета, а в Тоскане чтение вслух даже включили в обязательную школьную программу.
Профессор психологии и когнитивных наук Университета Тренто Эмануэле Кастано сообщил, что обнаружил несомненную корреляцию между тем, что родители читают детям вслух, и когнитивными способностями детей. В его эксперименте приняли участие 32 итальянских начальных школы. Государственная программа предусматривает, что ученики проводят в школе примерно восемь часов, шесть часов посвящены урокам.
Исследователь поделил детей — всего их было 626 — на две группы. Одной из групп учителя читали вслух в течение одного из неучебных часов, другая группа продолжала учиться так же, как и всегда.
Эксперимент продолжался четыре месяца, до и после него школьники сдавали два когнитивных теста, принятых в Европе для оценки детских способностей. Один показывает словарный запас, живость реакции на информацию, умение строить аналогии и создавать систему аргументации. Другой — умение сосредоточиться и выстраивать структуру информационной работы.
Читайте лучшие статьи «Коммерсантъ» на kommersant.ru
Прогресс показали обе группы испытуемых, но, подчеркивает Кастано, та группа, которой читали вслух, развивалась в интеллектуальном отношении заметно быстрее контрольной и по каждому из параметров, включенных в тесты.
Исследования профессора Кастано базировались на десятилетней работе ученых из Университета Перуджи. Помимо школьников они экспериментировали с чтением вслух пожилым людям.
Реальные результаты этой работы уже есть: в Тоскане, одном из самых знаменитых регионов Италии, чтение вслух включено в обязательную программу школы.
Кастано чрезвычайно этим фактом доволен: «Когда учителя понимают важность чтения вслух, мы получаем долгосрочный положительный эффект — и для них самих, и для их учеников, и для всей школьной системы в целом. И как показывают наши работы и работы коллег, качественная литература не только улучшает когнитивные способности детей, но и развивает их социальные связи, их эмоциональный интеллект».
Больше об открытиях ученых, читайте на странице «КоммерсантЪ-Наука».
Александр Глебов, по материалам Drugs.com