Найти тему

Кое-что на тему антироссийских санкций. Штрих к портрету явления

Тема санкций у всех на слуху, и не первый год. Напомню, масштабные санкции на Россию Запад стал накладывать с 2014 г., в 2022 г. этот процесс приобрёл ещё более масштабный характер. Но, оказывается, меры, направленные на сдерживание технологического развития России, США использовали задолго до событий на Украине.

Итак, на дворе далёкий уже 2000 г. Путин только-только стал президентом. Мы ещё вовсю дружим с Западом. Ну, пытаемся... Впереди даже сотрудничество России и США по Афганистану, когда мы разрешили американцам провозить через территорию нашей страны вооружение и прочие грузы для их группировки войск. Мы ещё будем возить американцев на МКС, когда они окажутся на время без своих космических кораблей. Мы продаём им наши уникальные космические двигатели РД-180 (перестали только в марте этого года). Казалось бы, какое плодотворное время для сотрудничества во всех отраслях, в том числе в научно-технической!

Так думали и учёные из Зеленограда, развивавшие отечественные нанотехнологии (в ту пору ещё без Чубайса). Вот что рассказывал ещё в 2010 г. старший научный сотрудник центра «Зондовая микроскопия и нанотехнология» Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) Иван Бобринецкий:

В 2000 году у нас на основе чтения литературы возникла мысль использовать проводники, обладающие более совершенной кристаллической структурой. Такими проводниками, известными уже 10 лет, были углеродные нанотрубки – они были открыты Иидзима, японским исследователем из фирмы Neck, в 1991 году... И у нас встал вопрос, откуда нам взять нанотрубки – либо самим их производить, либо купить. Интернет уже тогда был наполнен информацией, и выяснилось, что американские компании продают их по цене 1000 долларов за грамм, а китайские – по 30 долларов за килограмм.

Китайские нанотрубки, конечно, всегда дешевле :)

Да, но мы как-то побоялись брать китайские нанотрубки и написали запрос о покупке миллиграмма за 100 долларов в американскую компанию, как раз связанную с нобелевским лауреатом Ричардом Смолли. И, – на этом я хотел бы акцентировать внимание, – нам в 2000 году пришел ответ из этой компании: «мы очень рады, что и вы в России также занимаетесь нанотехнологией и интересуетесь нанотрубками, но…». Согласно постановлению Конгресса США есть ряд стран, таких как Иран, Ирак, Афганистан, Корея и, в том числе, Россия, которым запрещена продажа высокотехнологичной продукции, которой тогда считались и, я думаю, сейчас считаются нанотрубки.
Всё, мы оказались отрезаны. Сейчас, за эти десять лет, мы уже установили контакты со всеми российскими производителями нанотрубок, мы их исследуем, проверяем, мы их сертифицируем с помощью наших зондовых методов и мы действительно являемся одним из ключевых игроков на исследовательском рынке, если так можно сказать, в сфере наноматериалов и, в частности, углерода. А тогда мы не знали никого, и для нас это было некоторым шоком – что мы, оказываемся, исключены из научно-технического прогресса такими законами.

В принципе, это тот необходимый минимум, который нужно знать об антироссийских санкциях.