В наши дни принято ругать отечественный кинематограф. Однако, всё ли так плохо? Да, мы не можем похвастаться захватывающими картинами про супергероев и спецэффектами Голливуда. Но, действительно ли, именно это определяет "качество" кино?
В этой статье хочется рассказать про свои любимые современные российские фильмы. Речь пойдет о тех произведениях, которые вызывают у меня желание регулярно их пересматривать и обсуждать. Конечно, большое значение в этом смысле имеют тема и сюжет кинокартины, а также настроение, создаваемое ей.
🎬 Карп отмороженный
Фильм "Карп отмороженный" снял Владимир Котт, а спродюсировал Никита Владимиров, который является внуком Алисы Бруновны Фрейндлих. Именно благодаря ему в этом проекте главные роли исполняют такие веиколепные актеры, как Марина Неёлова, Евгений Миронов и сама Алиса Фрейндлих.
«Я согласилась вообще в этом фильме сниматься, потому что там была такая потрясающая компания, что отказаться было просто невозможно. .. Всё как-то сложилось и по фамилиям, и по качеству, и по талантам всех». – Марина Неёлова в передаче "Вечерний Ургант"
Елена Михайловна - пенсионерка, которая живет одна: мужа похоронила, а сына проводила в так называемую лучшую жизнь к "успешному успеху". И вот однажды женщина узнаёт о неутешиительном диагнозе. А дальше что? Напрягать сына возможными похоронами? Нет. Она устроит всё сама.
В этом фильме много смешного, утонченно комичного, но и трогательного, даже драматичного. И история, рассказываемая здесь, отнюдь не единичная. Проблема отношений между взрослыми детьми и их родителями, кажется, волнует каждого из нас и будет волновать всегда.
🎬 Родители строгого режима
Продолжение темы "отцов и детей" в осмыслении Никиты Владимирова, который на этот раз выступил режиссером фильма. Очень тяжело здесь смириться с однозначно обозначенным жанром "комедия", если только рассматривать его в преломлении Чеховской комедии.
Это кино богато яркими актерскими работами. Особенными явлениями, конечно, являются работа Евгения Ткачука и потрясающий дуэт Александра Адабашьяна и Алисы Фрейндлих, которые бесконечно трогательны в своём актерском тандеме.
Пожилые родители не согласны с поступками и поведением своего сына на посту мэра города. Они решаются перевоспитать его довольно эпатажным методом – поместив за решетку в его детской комнате. Финал картины несомненно жесток, но именно этим молодой режиссер заслуживает уважения – он не боится зрителя и не пытается с ним заигрывать.
🎬 День мёртвых
Режиссерский дебют в кино Виктора Рыжакова ознаменовался выходом в свет картины "День мертвых". Этот фильм выстроен на уникальном актерском дуэте Агриппины Стекловой и Александра Паля, в кадре практически не появляются другие персонажи. Наверное, во многом это произведение можно назвать «road movie», в ходе которого решается вопрос "отцов и детей".
«Я не думаю, что в «Дне мёртвых» есть попытка осмыслить ментальное табу на тему умерших. Тут разговор скорее об отношениях матери и сына, а в целом — об отношениях семейных. А траур, не траур — это уже тема второстепенная». – Александр Паль в интервью "Давайте сделаем памятник и будем на него смотреть, а говорить о прошлом негативно лучше не надо" В. Шуравину
Мать и сын объезжают захоронения своих близких в родительский день. По дороге они обсуждают важнейшие семейные вопросы о прошлом, настоящем и будущем. Главным камнем преткновения их взаимопонимания становится тема гибели младшего брата – Саши. Услышат ли герои друг друга? Этот вопрос не оставит зрителя до конца картины.
🎬 Давай разведемся!
Фильм Анны Пармас, главную роль в котором исполнила замечательная Анна Михалкова. Актриса здесь воплощает очень современный образ семейной женщины.
«Честно говоря, институт семьи сейчас претерпевает большие изменения. Семья как таковая, наверное, человеку уже не нужна — он может существовать один. Это реалии времени: люди живут с кем-то, пока им хорошо, но когда любовь проходит, они уходят — считают, что жить надо как-то по-другому». – Анна Михалкова в интервью "Семья, наверное, уже не нужна" Н. Васильевой ("Известия")
Довольно трудная проблема брака и его интерпретация в наши дни обыграна в этом фильме в жанре комедии. И, действительно, герои и ситуации, в которые они попадают, часто способны вызвать не только улыбку, но и добрый смех.
Маша работает на трех работах и почти не проводит времени с семьей. В то время как её муж, напротив, берет на себя все обязательства по ведению домашнего хозяйства. В один день главная героиня узнает, что у её супруга есть другая женщина. Перед нами сразу разворачивается стандартная история "вернуть мужа", осуществляемая Машей. Она привыкает жить в новой реальности, а потом задаёт себе вполне логичный по современным меркам вопрос: а как мне комфортнее: с ним или без него?
🎬 Любовь с акцентом
Романтическая комедия от Резо Гигиниешвили, обладающая оттенками грузинского колорита. Фильм состоит из 5 новелл-рассказов, а в главных ролях здесь можно увидеть сестер Михалковых, Никиту Ефремова, Филиппа Янковского и Светлану Бондарчук и многих других.
Пять главных историй рассказывают нам об одном и том же - о любви. В одной истории мы видим скрывающегося от полиции мужчину, влюбленного в свою соседку. Он наблюдает за ней из своего окна и даже передает записочки. В другой истории мужчина уже много лет не может признаться любимой женщине в своих чувствах. Третья история рассказывает об эстонской работнице телевидения, мечтающей о ребенке, она приезжает в Грузию с целью подобрать подходящую кандидатуру на роль отца (а на самом деле – хоть кого-нибудь). И ещё целых две истории, рассказывающие о небывалой силе взаимного счастливого чувства.
🎬 Без границ
Своеобразное продолжение предыдущего фильма, вновь снятое Резо Гигиниешвили. Но здесь отдельные истории разворачиваются уже не только в Грузии, но и в Армении и России. Эта картина даже должна была называться "Любовь с акцентом -2", но создателями было принято решение заменить название. Атмосфера и настроение картин, действительно, идентичные: любовь, добро и радость.
Этот альманах состоит из 4 историй, которые демонстрируют, что воистину любви все возрасты покорны. Мы можем наблюдать как за совсем юными парами, так и за пожилыми героями - в исполнении Олега Басилашвили и Инны Чуриковой, - которые встретились на одном грузинском кладбище, а потом не захотели расставаться. Есть здесь и истории воссоединения любящих сердец спустя дни разлуки, но и спустя годы. Всё это трогательно и умилительно, а картина пробуждает у зрителя теплые и светлые ощущения.
🎬 Два дня
Фильм Авдотьи Смирновой "Два дня" был снят в 2011 году, но не теряет своей актуальности и спустя десятилетие. Соавтором сценария в этом проекте выступила Анна Пармас – та, которая со временем стала режиссером, и уже упоминался мной в этом качестве в примерах выше. Кстати и сама Авдотья прошла этот путь – от сценариста к режиссеру, – что кажется довольно позитивным опытом в отечественном кинематографе: умение работать с текстом во многом способствует удачной работе со структурой кино.
«Мы с моим постоянным соавтором Анной Яковной Пармас придумали массу смешных и ярких сцен. ... Но вот я села с режиссёром монтажа Юлией Баталовой, и мы выложили всю картину. И в какой-то момент поняли: фильм рассказывает про взаимоотношения героя и героини, и всё, что их отношения не двигает дальше, в лучшем случае — гарнир, а чаще — лишняя добавка. Поэтому со слезами на глазах мы беспощадно вырезали удачные эпизоды». – Авдотья Смирнова "Режиссер против сценариста"
Типичный чиновник приезжает по работе в музей-усадьбу писателя Щегловитова и встречает там одержимую своим делом сотрудницу этого музея. Безусловно, они являются сторонниками противоположных взглядов относительно будущего самого заведения. Но судьба сыграет с ними шутку, но добрую, и заставит присмотреться друг к другу повнимательнее.
🎬 Скажи ей
Фильм молодого режиссера Александра Молочникова, внимание которого сконцетрировано на проблеме семейных взаимотношений и на том, как дети переживают развод родителей. Здесь же затрагивается вопрос эмиграции и культурного приобщения к другим правилам жизни. Одним из волнующих вопросов для критиков остается то, насколько сюжет картины соответсвует жизни самого Молочникова.
«Но, в конце концов, не так уж и важно, насколько совпадают отдельные обстоятельства в биографии кинорежиссера и сюжетные коллизии в его фильме. Похожа ли внешне Светлана Ходченкова на маму Молочникова, известного журналиста Анну Немцову, а актер Артем Быстров — на его папу. Тут важнее другое: атмосфера времени, драйв 90-х, контрасты российские и американские. Такое нельзя придумать или реконструировать по чужим рассказам или воспоминаниям. Тут должна включиться собственная память, какое-то ощущение давно прошедшей жизни, сохранившейся в виде выцветших фотографий, где родители Молочникова еще совсем молодые, моложе, чем он сейчас. И этот былой отрыв, и отгремевший рейв, и музыка, заполнявшая собой все вокруг». – "Мальчик на мосту. О новом фильме Александра Молочникова «Скажи ей»" Сергей Николаевич
Родители маленького Саши устали друг от друга до состояния ненависти. Они не только громко и резко выясняют отношения между собой, но и агрессивно пытаются поделить мальчика. В итоге мама вступает в другие романтические отношения и увозит Сашу в Америку. Новая жизнь захватывает его, но в России у него остается папа. Зрителю предстоит вместе с юным героем переживать этот разрыв.
🎬 Возвращение
Самая "древняя" картина в этой подборке. И вместе с тем самая мрачная. "Возвращение" – фильм-дебют Андрея Звягинцева, вышедший на экран в 2003 году.
«Мне в высшей степени радостно объявить: несмотря на все попытки старшего поколения заморозить ситуацию, остановить Историю и навязать свою архаическую эстетику, наше новое кино уже состоялось. На сегодняшний день мы имеем и нестыдные дебюты, и отличные дебюты, и даже один безусловный шедевр: недопонятое, недооцененное страной «Возвращение». – "Дебют как проблема" И. Манцов
Неожиданно в жизни двух братьев, Андрея и Ивана, появляется отец, который долгие годы где-то отсуствовал. Он сразу же увозит ребят "на рыбалку" и начинает воспитывать их со всей возможной строгостью. Заканчивается их путешествие крайне трагично. Любопытно, что на кадрах, снятых мальчиками и демонстрируемых в конце фильма, отсуствует фигура отца.
Спасибо за внимание!
Также Вы можете познакомиться с моей подборкой советских фильмов ПРО отпуск на море:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые тематические подборки, а также статьи ПРО Марлена Хуциева, Алису Фрейндлих и многих других.
#современное кино #российское кино #марина неёлова #алиса фрейндлих #анна михалкова #ксения раппопорт #агриппина стеклова #александр паль #светлана ходченкова