Роман "Жизнь и Судьба" был написанный Василием Грассманом в 1950—1959 годах. Обсуждение романа на редколлегии журнала «Новый мир» состоялось 19 декабря 1960 года. Его признали «антисоветским». Кстати было за что этот роман антисоветским признавать, более того роман еще и русофобский. Рукопись и машинописные экземпляры были изъяты у писателя 14 февраля следующего года.
В начале 1961 года все экземпляры рукописи были конфискованы Комитетом государственной безопасности в результате обыска, произведённого у писателя. Экземпляр книги был впервые опубликован в Швейцарии в 1980 году, а затем и в России – в 1988-м. Осенью 2011 года радиовещательная корпорация Би-би-си создала по роману "Жизнь и судьба" 13-серийный радиоспектакль, благодаря которому роман возглавил список бестселлеров в Великобритании. "Лучшим русским романом XX века" назвал "Жизнь и судьбу" Энтони Бивор, писатель и историк, переведший на английский язык военные дневники Василия Гроссмана.
Что неудивительно кстати, этот Энтони Бивор еще то тот антисоветчик и лично мне он уже попадался. Именно этот так называемый "английский историк" приложил руку к раскручиванию мифа про миллионы изнасилованных немок, который до сих пор пользуется большой популярностью среди антисоветчиков разных мастей, несмотря на многочисленные разборы этого вранья.
Экранизировать роман "Жизнь и Судьба", Сергею Урсуляку предложил телеканал Россия, действительно ну куда же без этого канала. Вот что про это говорил впоследствии Сергей Урсуляк.
"Предложение канала "Россия" экранизировать "арестованную книгу" Василия Гроссмана сегодня можно расценивать как подарок судьбы. То, что один из крупнейших каналов страны захотел привлечь внимание зрителей к серьезной и настоящей литературе, значительной и объемной теме – знак перемен, которых в обществе многие ждут так же, как в перестроечные годы ждали публикации в России романа Гроссмана
В книге сравнения Советского Союза с фашистской Германией действительно есть, а в фильме их нет. Это не вопрос готовности зрителя, а вопрос нашей с Эдуардом Володарским готовности. Если говорить о том, что тоталитарные режимы все имеют общие черты, то да, конечно, Советский Союз и фашистская Германия имели много общего. Но я не могу поставить между ними знак равенства хотя бы потому, что социализм говорил, что все люди, независимо от цвета кожи, расы и национальности, равны, а фашизм говорил о преимуществах одной нации над другой.
То же самое с рассуждениями о том, что Советский Союз и Германия несут одинаковую ответственность за развязывание войны. Я не историк, но про Мюнхенский сговор помню. Да, доля нашей вины есть, есть огромные просчеты, в том числе моральные, в пакте Молотова-Риббентропа, но поровну делить ответственность, мне кажется, нелепо. "
Кое в чем с режиссером можно согласится, а кое в чем нет. Это в чем интересно была схожесть фашистской Германии и Советского Союза? В том что в обоих странах были тюрьмы и лагеря? Так тюрьмы с лагерями находились и находятся до сих пор в разных странах мира. Причём в некоторых странах мира действует по отношению к преступников смертная казнь.
И действительно, почему то обличители кровавого и ужасного Советского Союза, вспоминая пакт Молотова-Риббентропа, постоянно забывают упомянуть что с Германией и прочие страны подписывали разные пакты, например как это сделала Польша в 1934 году.
И почему то нигде неслышно воплей про преступный Мюнхенский сговор, который развязал руки Гитлеру, позволив захватить Чехословакию.
Неслышно так же упоминаний стран, которые вместе с фашистской Германией, раздербанили Чехословакию на части. А ведь в дележе этой страны на куски, принимали участие Польша и Венгрия.
Эдуард Володарский в интервью признался, что согласился написать сценарий, не прочитав до этого самого романа. При этом о Гроссмане он отозвался так: «Но в остальном, я тебе скажу, хотя моя фамилия и стоит в титрах, это действительно гнилой писатель. Писатель, не любящий страну, в которой он родился и жил».
Эти слова Эдуарда Володарского было удивительно читать, особенно учитывая тот факт, что сам Володарский к тому времени отметился уже, написав сценарий к сериалу "Штрафбат", а так же к фильму "Утомлённые солнцем-2", совместно с Глебом Панфиловым. А ведь в этих двух так сказать произведениях, антисоветчины выше крыши. Одни заградительные отряды стреляющие по раненым штрафникам, а так же расстреливающие в спины атакующих советских бойцов, чего только стоят.
Съемки проходили в Подмосковье и Ярославле. Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года создатели фильма выстроили не имевшие аналогов в истории кино декорации фрагментов улиц Сталинграда, мест ожесточенных боев, диорам сражений, макетов зданий и военной техники, задействовали небывалое количество игрового ретро-транспорта и специальных кинопостановочных средств.
Ну а теперь переходим к самому сериалу. Первая серия начинается с кадров кинохроники на фоне которых идут начальные титры, сопровождаемые заунывным закадровым голосом. При этом разбери еще где закадровый голос более заунывный, здесь, или в в сериале "В Круге первом."
Под заунывный монолог и разрывы снарядов, по улице Сталинграда бегут два красноармейца. Разведчик Климов ведет в дом обороняемый ротой капитана Грекова связиста. Судя по всему это очередная такая аллюзия на легендарный дом Павлова,
Одним из опорных пунктов, о важности которых говорил командарм-62, стал легендарный Дом Павлова. Его торцевая стена выходила на площадь имени 9 января (впоследствии площадь Ленина). На этом рубеже действовал 42-й полк 13-й гвардейской стрелковой дивизии, которая влилась в состав 62-й армии в сентябре 1942 года (комдив генерал Александр Родимцев). Дом занимал важное место в системе обороны гвардейцев Родимцева на подступах к Волге. Он представлял собой четырехэтажное кирпичное здание. Однако у него было очень важное тактическое преимущество: оттуда контролировалась вся окружающая местность. Можно было наблюдать и обстреливать занятую к тому времени противником часть города: на запад до 1 км, а на север и юг – и того больше. Но главное – отсюда просматривались пути возможного прорыва немцев к Волге: до нее было рукой подать. Напряженные бои здесь продолжались более двух месяцев.
Тактическое значение дома верно оценил командир 42-го гвардейского стрелкового полка полковник Иван Елин. Он приказал командиру 3-го стрелкового батальона капитану Алексею Жукову захватить дом и превратить его в опорный пункт. 20 сентября 1942 год туда пробились бойцы отделения во главе с сержантом Яковом Павловым. А на третьи сутки подоспело подкрепление: пулеметный взвод лейтенанта Ивана Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Андрея Собгайды (шесть человек с тремя противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами под командованием лейтенанта Алексея Чернышенко и три автоматчика. Командиром этой группы был назначен лейтенант Иван Афанасьев.
Гитлеровцы почти все время вели по дому массированный артиллерийский и минометный обстрел, наносили по нему удары с воздуха, непрерывно атаковали. Но гарнизон «крепости» – так был помечен дом Павлова на штабной карте командующего 6-й германской армией Паулюса – умело подготовил его к круговой обороне. Бойцы вели огонь из разных мест через амбразуры, пробитые в заложенных кирпичом окнах и пробоины в стенах. Когда противник пытался приблизиться к зданию, его встречал плотный пулеметный огонь со всех огневых точек. Гарнизон стойко отражал вражеские атаки и наносил гитлеровцам ощутимые потери. А главное – в оперативно-тактическом плане защитники дома не позволяли врагу прорваться к Волге на этом участке.
При этом лейтенанты Афанасьев, Чернышенко и сержант Павлов наладили огневое взаимодействие с опорными пунктами в соседних зданиях – в доме, который защищали бойцы лейтенанта Николая Заболотного, и в здании мельницы, где находился командный пункт 42-го стрелкового полка. Взаимодействию способствовало то, что на третьем этаже дома Павлова был оборудован наблюдательный пункт, который гитлеровцы так и не смогли подавить. «Небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа», – отмечал командарм-62 Василий Чуйков.
Некая аллюзия на дом Павлова была у Феди Бондарчука в фильме "Они сражались за Катю" и вот как говорится опять. Видать других домов в Сталинграде больше не было. Пробираясь окольными путями к дому, двое красноармейцев в подъезде дома натыкаются на немцев, которых героически крошат в капусту из автоматов, после чего бегут дальше, пробриваясь вдоль домов.
Рядом с двумя бойцами разрываются снаряды, но наши герои на них особого внимания не обращают и знай себе дальше бегут, петляя между развалин как зайцы.
Добежав до кучки строительного мусора что от дома остался, двое бойцов ложатся передохнуть. Тут раздается шум летящего снаряда, разведчик откатился на пару шагов в сторонку, а вот связист не успел. Оборачивается разведчик после взрыва снаряда, глядь а связисту с рацией наступил конец. Связист слегка так присыпан землей, а в рации дырки как от пулевых отверстий.
Поняв что радист убит, рация повреждена, Климов обшарив карманы убитого и забрав его документы , начинает бежать в обратном направлении. Ну наверное Климов побежал за новым радистом, этого оказалось мало, может второго хоть без приключений доведет.
А нет, это он прибыл в обороняемый советскими бойцами дом, куда вместе со связистом направлялся. Климов докладывает капитану Грекову что радист убит, рацию осколками повредило и что они опять остались без связи.
Капитан таким делам не очень рад, и на вопрос что теперь они будут делать без рации, говорит что опять будут связных посылать, что бы прислали еще одного радиста с рацией. Ну у Бондарчука в этом отношении покруче было, немцы в доме в качестве подарка советским бойцам, оставили радиста висящего в виде новогодней гирлянды, а так же рабочую рацию.
Пока советские бойцы лежали у импровизированной амбразуры и щелкали семечки, немцы начали готовится к новому штурму, ладно их хоть вовремя заметили и приготовились атаку отражать.
И в то время как зритель начинает думать, что покажут отражение немецкой атаки, нас переключают на нового персонажа, майора Березкина, который проснулся после того как будильник прозвенел. Посетовав на то что немцы все стреляют и им это ника не надоест, при помощи ординарца, майор принимается умываться. Умывшись и одевшись, майор в компании ординарца, выползает на свежий воздух из блиндажа.
Напротив своего блиндажа, стоит советский полковник, наблюдает за разрывами немецких снарядов и чему то дико радуется, вон смотрите какой он довольный. Так и хочется у него спросить, чего ты так дико ржешь? То что снаряды до твоего блиндажа не долетают?
Майор же с ординарцем, окольными путями и старыми индейскими тропами, начинают пробираться в строну передовых советских позиций. Добравшись до развалин дома, майор отправляет ординарца вперед, а то он за ним хвостом ходит, а впереди не идет.
Трусливый ординарец оправдывается, дескать по человеку что первый идет, немецкий снайпер только прицеливается, а вот пуля всегда достается тому кто следом идет. Так как ординарца вперед себя отправить не получилось, приходится майору пригнувшись идти вперед самому. Пока майор перебежками добежал до других развалин, немцы по нему не стреляли, а как только за майором побежал ординарец, по нему тут же открыли автоматный огонь.
Огонь то открыли , но не попали, так что ординарец до майора добрался живой, автоматной пулей только срезало каблук на сапоге. Майор увидев срезанный каблук, сказал что немец хороший снайпер. Ага очень хороший, если из автомата огонь ведет, точно по каблуку. А вот был бы у него пулемет со снайперским прицелом, так вообще был бы одним из лучших снайперов, Никита Михалков это подтвердит.
Немного передохнув майор с ординарцем забегают в гастроном. В общем зале лежат вперевалку раненые советские бойцы, а в отдельной комнатке за дверью, ком-состав бухает. Увидев входящего майора, правда успевает спрятать под связку гранат, бутылку со спиртом. Майор садится за стол и просит показать ему судака на десять килограмм.
Жирный повар, (видать в Красной армии все повара были жирные), показывает майору большую рыбину, дескать просили рыбу нафаршировать, но вот ингредиентов для этого нету. так она видать лежит тут сколько дней и тухнет. отравляя своим запахом воздух. Майор начинает закусывать, ему же докладывают о потерях, которые случились пока Березкин спал. Так же выясняется что за это время было отбито четыре атаки немцев.
Майор кстати оказался глазастым, он видел как водяру прятали под связку гранат. Он велит подчинённым водку достать, после чего компания сидящая за столовом, под звуки бомбежки и работающего патефона, начинает ожидаемо выпивать. Видать водка, это важнейший атрибут российских фильмов и сериалов о Великой Отечественной войне, что без неё никак невозможно обойтись.
Компашка выпивает по два стакана водки, приходит повар и предлагает судака пожарить. Майор милостиво разрешает жарить судака и сует повару в карман бутылку водки. Майор начинает жаловаться собутыльникам в о том что он писем оказывается давно от родных не получал, знает только что их эвакуировали за Урал.
Далее майор с комбатом отправляются бродить по советским позициям в здании универмага и натыкаются на пьяного в жопу политрука. Ну вы знаете этих политруков, ведь они кроме водку жрать ведрами, больше ничего ведь делать не умели, вам это каждый российский режиссер подтвердит. Хлопнув политрука по голове ладошкой, майор с комбатом отправляются дальше.
Какой то очкастый интеллигент докладывает майору про дом номер шесть, в котором засели советские бойцы из разных частей под командованием капитана Грекова. Майор спрашивает кому они подчинены, есть ли с ними связь. Очкарик отвечает что формально они подчинены майору, связи с ними нет, так как после немецкой контратаки бойцы в оме оказались отрезаны.
Майор приказывает отправить к дому капитана Грекова радиста, а также корректировщика огня. Все это время тут рядом трется пьяный в жопу политрук, который глупо улыбается и все время отдает честь.
Майор в сопровождении отправляется дальше, а пьяный политрук вновь получает удар по голове. Тут слышится орудийный выстрел, крик одного солдата ложись. Все падают на пол, долго лежат, глядь а рядом с ними лежит неразорвавшийся немецкий снаряд, который пробил крышу и упал на пол так и не взорвавшись.
Поднявшись с пола, все переводят дух, надо же такому случится что так удачно пронесло. А мне вспомнился анекдот. Штирлиц шёл по улице. Вдруг с крыши рядом с ним упал кирпич. "Вот тебе и раз" подумал Штирлиц. "А вот тебе два" подумал Мюллер и бросил второй кирпич. Тут же меткого Мюллера не нашлось, так что второго снаряда не последовало.
Майор возвращает пьяному политруку выпавший у него при падении на пол цветок. Нам же наконец то решили показать то как советские солдаты отражают немецкую атаку. Советские бойцы лежат в окопах, немцы сплошной толпой в атаку прут изредка постреливая в строну советских позиций.
Так как немцы прут сплошной толпой, да еще в полный рост не пригибаясь и не делают даже попыток залечь, то советские бойцы выкашивают наступающих немцев пачками.
Майор с комбатом заползают в окоп, тут их встречает давешний пьяный политрук, который докладывает что рота ведет огонь по немцам, командир роты убит, командование на себя принял он старший политрук Сошкин. Комбат в раздражении машет на политрука рукой, дескать иди отсюда и не мозоль нам глаза. Есть много примеров героического поведения политработников в боях. Приведу несколько таких примеров.
Политрук Кретов Александр Федорович отличился в ноябре в бою в районе хутора Станичный, где уничтожил два ПТО и больше взвода мотопехоты противника. Получив задание возглавить группу пехотинцев и создать видимость окружения хутора Станичный, выполнил поставленную задачу, при этом лично уничтожил трёх автоматчиков противника. Участвуя в бою под Тарановкой, расстреливая в упор врагов уничтожил до роты мотопехоты. В декабре, после перевода бригады на новые штаты, политрук Кретов был назначен военным комиссаром танковой роты 2-го танкового батальона.
Повторно отличился в январе 1942 года во время боёв в Курской области: В бою 1 января дерзкими действиями — одним танком выбил противника из хутора Гнилинские дворы. Отрезав путь отхода колонне, врезался в неё своим танком и уничтожил до взвода пехоты, 2 ПТО, 1 полковое орудие и 15 автомашин с боеприпасами и военным имуществом, захватил 1 пленного. В бою был легко ранен.
Или вот еще про участие в боях Григория Антоновича Агеева комиссара Тульского рабочего полка.30 октября началось наступление немецких танков на оборонительную линию рабочего полка по парку Осоавиахима на южной окраине Рогожинского поселка. Комиссар Агеев был на передовой, беседовал с командирами и бойцами, поддерживал еще необстрелянных новичков, в трудные минуты сражения брал винтовку, ходил в контратаку, воодушевляя личным примером бойцов, отбивая натиск врага. Фашисты пытались прорваться в город через поселок Красный Перекоп.
Около 3 часов дня, когда враг очередной раз усилил натиск, Агеев заметил, что под угрозой оказался медицинский пункт, в котором находились раненые. Комиссар с группой воинов под непрестанным обстрелом лично выносил и выводил раненых с поля боя, не смотря на приказ командира полка Горшкова оставить раненых на поле боя до темноты. Семь раз ходил комиссар Г.А.Агеев в пекло, спасая жизнь своим боевым товарищам, пополз за восьмым. Враги, пристрелявшись, насмерть сразили отважного комиссара пулеметной очередью. Тело комиссара Агеева вынесли с поля боя, как только стало возможно.
Или вот подвиг политрука Ивана Михайловича Барсукова. 6 августа 1942 года 378 стрелковая дивизия получила приказ: провести разведку боем и, если удастся, выбив немцев из деревни Спасская Полисть, захватить господствующую высоту. В ночь на 7 августа 1942 года внезапным ударом пехотинцы ворвались в немецкие траншеи. Оставив много убитых и раненых, немцы в панике отступили. Утром, получив подкрепление из Чудова, они пошли в контратаку.
Завязался ожесточённый бой. Когда ранили командира роты автоматчиков, Иван Барсуков взял на себя командование. Трижды поднимались немцы в атаку, но каждый раз, оставив на поле боя убитых и раненых, откатывались. Барсуков повёл роту в глубину немецкой обороны. Внезапно из вражеского блиндажа застрочил крупнокалиберный пулемёт. Бойцы прижались к земле. Упал и Барсуков, раненный в обе ноги.
О случившемся дальше - в спецдонесении политотдела 378-й стрелковой дивизии от 4 сентября 1942 года начальнику политотдела 59-й армии записано: «Тов. Барсуков, ведя группу бойцов в атаку и в целях выполнения задачи и очищения советской земли от гитлеровских захватчиков, отдал свою жизнь общему народному делу, закрыл своим телом амбразуру дзота, чем воодушевил бойцов и командиров на подвиги»...
Но вместо примера героизма проявленного советским политработником, нам уже в который раз. предпочли показать пьяного политрука.
Майор тоже решает по немцам немного из пистолета пострелять, благо они представляют тут из себя отличную мишень. Комбат предлагает майору уйти, а то еще убьют ненароком а ему еще за это отвечать, да и немцы сейчас все равно назад повернут. Немцы как и предсказано, поворачивают назад, видать они точно сценарий читали и знали когда надо повернуть.
Комбат же с майором начинают по окопам бродить. Комбат рассказывает как один боец к противотанковому ружью, снайперский прицел поставил и за день три пулемета сшиб, после чего предлагает вернуться обратно и еще пропустить по одной. Майор от выпивки отказывается и приказывает организовать всевозможную поддержку гарнизону дома номер шесть.
Дале майор садится на бруствер окопа и начинает комбату свое недовольство выражать, раненые в подвале сидят, пьяный политрук вдоль них шастает, двое красноармейцев ходят в немецких штанах, а у лейтенанта двое часов трофейных на одной руке, а это не хорошо. Ладно тут у лейтенанта пара часов на одной руке..
А не как в фильме "Номер 44", советские солдаты поднимают знамя над рейхстагом, а у здоровенного грузина вся рука в немецких часах. Комбат говорит что в дом номер шесть , он и сам может радиста прислать, есть одна проблема, радист девушка из недавнего пополнения. Майор принимает решение отправить Венгрову Екатерину, радистом в дом номер шесть, а так же просит что бы прислали жареного сазана.
Нам же показывают нового персонажа, радистку Венгрову Екатерину, которая уже находится в доме номер шесть и докладывает командиру, назвавшего себя управдомом, о том что она прибыла в его распоряжение вместе с рацией. Капитан Греков в это время, тушенку американскую с аппетитом уплетает с ножа.
Девушка хочет после доклада уйти, но управдом её останавливает, предлагает с её аппарата что ни будь передать. Капитан начинает у девушки спрашивать её биографию. тут один боец выражается матом и получает выговор от капитана, за некультурное обращение. Оказывается что отца девушки арестовали в 1937 году. Да я смотрю в этой вселенной "ГУАНО" от российских режиссеров, под репрессиями ходят абсолютно все.
Наевшись тушенки капитан вызывает к себе нескольких советских бойцов, а зрителей переносят в голод Куйбышев и показывают очередного персонажа женского рода, которая куда то по улице голода идет. Женя работает на чертежом, к ней подходит какой то начальник и отправляет в милицию прописку оформлять.
Постояв в очереди у окошка паспортного стола, Евгения получает отказ в регистрации прописки, после чего идет к начальнику паспортного стола выяснять причину отказа. Угрюмый начальник паспортного стола говорит что для прописки нужен вызов, без вызова он прописку не оформит.
Поздно вечером возвращаясь домой, Евгения натыкается на жирную соседку, которая тут же начинает наезжать по поводу прописки. Нам показывают коммунальную квартиру, где один пьяного вида мужичок докапывается к интеллигентного вида старушки, насчет её отношения к Гитлеру. Старушка заходит в комнату Евгении и просит девушку за её кашей на кухне посмотреть, дескать соседи ей покоя не дают.
Женя говорит старушке не распространяться среди жильцов квартиры. насчет прошлого старушки и не вспоминать её воспитанников типа генерала Корнилова. Женя выходит из комнаты за кашей старушки присмотреть , нас же переносят в Сталинград к новому персонажу.
Батальонный комиссар Крымов в сопровождении нескольких бойцов прибывает в цех завода, где держат оборону советские бойцы. Лейтенант встречает комиссара котелком с водкой и вареным яйцом, предлагая выпить и закусить, Но суровый комиссар от водки отказывается. Полковник встретив батальонного комиссара, предлагает ему тоже по сто грамм для храбрости махнуть.
Полковник уединившись с комиссаром в закутке, тут же достает бутылку водки и начинает по кружкам горячительное разливать, попутно объясняя Крымову диспозицию советских частей расположенных по соседству с ним. Разлив водку по кружкам, полковник потягивает комиссару одну, но тот снова отказывается пить, да еще говорит что воевать надо на трезвую голову, водка еще никого от смерти не спасала.
Приходится полковнику пить самому, попутно рассказывая комиссару про большие потери которые его часть на этом участке несет. Закусив после первой, полковник тут же отправляет себе в рот и вторую порцию горячительного, довольно так покрякивая.
Пьяно гогоча, полковник принимается рассказывать комиссару, как недавно его начальника штаба к себе вызывал Чуйков, который был настолько недоволен, что выбил начальнику штаба все передние зубы. Полковник начинает дико хохотать, но комиссар пьяной шутки насчет выбитых передних зубов у начальника штаба не оценил. Что то не разу не приходилось мне читать, что бы Чуйков, хоть кому то зубы выбивал.
Затем пьяный полковник спрашивает у комиссара, почему все писатели так плохо пишут о войне, дескать отсиживаются они там все в глубоком тылу и гадости всякие пишут. Далее полковник начинает размышлять про Льва Толстого, дескать почему он так хорошо "Войну и мир" написал, а потому что сам участвовал, сам воевал и поэтому знает.
Комиссар делится с пьяным полковником биографией Льва Толстого, объясняя что писатель сам в Отечественной войне 1812 года не участвовал, потому что он к тому времени еще даже не родился. Пьяный полковник такому обстоятельству очень удивлен. Выказав свое возмущение тому что , все у кого там шиворот на выворот, полковник предлагает отправится комиссару либо в штаб где ему все объяснят, либо на завод Баррикады, где держит оборону 308 сибирская стрелковая дивизия, дескать там куда как спокойнее
Да действительно дивизия под руководством Л. Н. Гуртьева проявила себя под Сталинградом, в районе завода «Баррикады». Численность 308 Стрелковой дивизии на 15 сентября 1942 г. Людей: 8671; Винтовок: 8408; Станковых пулемётов: 56; Ручных пулемётов: 195; ППШ: 713; Миномётов: 260; Орудий: 44; ПТО: 30; ПТР: 275.
Так что полковник тут загнул, когда сказал что в районе завода "Баррикады" куда спокойнее чем здесь. Не было там никакого спокойствия, а протекали длительные кровопролитные бои. Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, руководивший обороной Сталинграда, позднее, в мемуарах написал о дивизии и её командире:
«Стрелковая часть по времени меньше всех сражалась в городе, но по действиям, по количеству отражённых атак и по стойкости не уступала другим соединениям 62-й армии. В самые жестокие бои в заводском районе она сражалась на главном направлении удара фашистских войск и отразила не менее 100 атак озверелых захватчиков».
Комиссар же говорит полковнику что он должен здесь бойцам Красной армии лекцию прочитать. на что полковник говорит что тут, лекции читать некому, так как он не может бойцов снять с позиций. После этого комиссар говорит что пойдет в стрелковую. На что получает от полковника ответ, дескать ну и ладненько вы с командиром дивизии оба трезвенники, так что общий язык найдете.
Неужели тут на сериал аж да трезвенника нашлось, ох что то не верится, наверняка чем ближе будет финал, так и комиссар возьмет еще и напьется. Балуев переживает из за того что никто его лекции не слушает, оказывается лекции эти никому вообще не нужны. Взяли еще и роль комиссаров ниже плинтуса в сериале опустили.
По мнению многих историков и экспертов, массовый героизм советских солдат на начальном этапе Великой Отечественной войны связан как раз с присутствием в войсках политических работников. Кроме того, в истории Великой Отечественной войны существует и огромное количество примеров героизма и мужества военнослужащих, выполнявших функцию комиссаров. Ну а тут в сериале пьяный политрук, от которого все брезгливо отмахиваются и комиссар которого никто не хочет слушать.
С комиссара нас переключают на Женечку, которая в кровати лежит и вдруг просыпается из за какого то шума, как будто кто то бутылку с водкой уронил. Оказывается несколько мрачных людей в штатском, у соседки старушки интеллигентного вида проводят обыск. Что они там хотят у старушки найти? Зачем ночью обыск проводят? По какому поводу обыск, а хрен его знает.
Короче мрачные орки из НКВД, старушку куда то уводят. А на следующее утро соседи по коммунальной квартиры высказываю местному алкашу претензии по поводу доноса. Дескать старушка немка чем то алкоголику помешала и он накатал на неё донос.
Оказывается донос на старушку в органы НКВД написала жирная и противная баба в белом платке, все из за квартирного вопроса. Противной бабе оказывается не понравилась что старушка занимает большую квартирную площадь, вот она недолго думая накатала донос, претендуя на её квадратные метры.
Ну это прямо какая то воронья слободка их романа "Золотой теленок" получается, где соседи по коммунальной квартире постоянно грызлись из за квадратных метров. Соседи советуют Женечке уехать к родственникам в Казань, пока кто ни будь и на неё донос не накапал.
Ну а нас перебрасывают на этот раз в Казань к профессору Штурму. Профессор в окружении многочисленного семейства сидя за столом о чем то напряженно думает, лениво надкусывая бутерброд. Домочадцы над ним в это время подшучивают. Дочка жалуется профессору что с ней дружить никто не хочет, замуж никто её не возьмет, вот закончит она аптекарские курсы уедет жить в глухую деревню.
Далее Маковецкий с умным видом сидит за столом и делает вид что напряженно трудится. Обеспокоенная натуженным видом профессора, жена спрашивает у него, выпил ли он слабительное. После чего вливает в мужа насильно слабительное, что бы он не сидел потом на толчке и на жизнь не жаловался. Напоив мужа слабительным, жена наливает профессору чай, после чего садится с ним рядом и начинает размышлять о том как она хорошо знает своего мужа.
Далее профессор говорит что у него есть предчувствие, вскакивает из за стола выходит на улицу и подходит к почтовому ящику. Но увы, письма в который раз не оказалось. Профессор заходи в дом, тут раздается стук в дверь. Дочка с надеждой в голосе говорит, что это может их пришли арестовывать. Она открывает дверь, а на пороге стоит.... командир Красной Армии. Оказывается это пришёл её брат.
Анатолий я как понял не родной сын профессора, а пасынок. Толя приехал не с фронта как думал профессор, а с батальона резерва, сейчас получил назначение что бы отправится в 102 стрелковую бригаду. 102 отдельная стрелковая бригада была сформирована в соответствии с директивами Зам. НКО СССР № орг. 2/787533 от 08.09.1942 года и В/Совета Московского военного округа № 16307 от 11.09.1942 года. Получила наименование 102-я отдельная морская стрелковая бригада, номер ППС — 2267.6 октября 1942 года была переименована в 102-ю отдельную стрелковую бригаду.
С момента формирования 13 сентября 1942 года, входила в состав войск Московской зоны обороны и по 9 декабря 1942 года дислоцировалась в районе г. Алексин. К моменту выступления в новый район сосредоточения, бригада имела всего личного состава 6021 человек. Из них старшего и среднего начальствующего состава 554 человека, младшего начальствующего состава — 798 человек, рядового состава — 4669. С 8 декабря 1942 года по 6 января 1943 года бригада меняет место дислокации. Железнодорожным транспортом переместилась в район Токсово Ленинградской области. С 20 декабря по 6 января находится в распоряжении Ленинградского фронта, 8 января влилась в состав 67-й Армии.
А вот про 102 стрелковую бригаду Сталинградского фронта я что то информацию не нашел. Толя рассказывает что он да , был раньше на фронте, но его часть попала в окружение, при выходе к своим от неё мало что осталось, после проверки в особом отделе, его направили в резерв.
Услышав про специальную проверку, профессор начинает задавать вопросы, что именно проверяли. Толя отвечает что проверяли, где он в окружении попал, по какой причине, с кем из окружения выходил, кто как себя вел, был ли в плену и прочее. Профессор глубокомысленно так говорит что на войну это не похоже, раз специальные проверки устраивают и спрашивают а кого именно искали то.
Толя отвечает что искали предателей и засланных немецких диверсантов. Профессор ехидно так спрашивает, ни у и как находили ли диверсантов? Толя молчит, потом говорит что да, находили.
На следующее утро Анатолий отправляется на фронт. Жена режиссера его в дорогу заботливо собирает и отправляется с Анатолием на вокзал его провожать. Под печальную музыку Анатолий с матерью прощается и садится в вагон, после чего эшелон тут же отправляется. Первая серия на этом заканчивается.
Продолжение следует.....
При написании статьи мной так де использовались материалы которые ранее были опубликованы в моих группах в одноклассниках и в контактах, а скриншоты сделанные во время просмотра этого сериала
Большая просьба к читателям канала, пожалуйста ведите себя поактивнее, ставьте лайки, пишите комментарии, тогда моет быть у статей на канале будет побольше охват, что в принципе далеко не факт. Кто на канал еще не подписан, то не забывайте подписаться. Ниже каталог статей, которые ранее выходили на ка канале, если кто то из вас пропустил статьи выходившие ранее можете с ними ознакомится.
#российское кино #кино и немцы #кинообзор