Найти тему
Raddy

Взаимодействие рекламодателей и блогеров после перемен на рынке соцсетей в России.

В связи с событиями февраля 2022 года многое поменялось на рынке РФ. В том числе пострадал рынок социальных сетей как способ заработка блогеров и реализации рекламных кампаний различных брендов.

Изменения динамики контента в цифрах

  1. Instagram: -30% с конца февраля 2022 года.
  2. Facebook: -17%.
  3. Twitter: -10%.
  4. Telegram: +8%.
  5. Вконтакте: +13%.

Динамика активности авторов в цифрах

  1. Instagram: -31% русскоязычных пользователей.
  2. Facebook: -11%.
  3. Twitter: -9%.
  4. Telegram: +25%.
  5. Вконтакте: +15%.

Количество активных авторов и соцмедиа стремительно растет именно у Вконтакте. На втором месте – Telegram.

Так как Суд РФ признал Meta экстремистской организацией, некоторые площадки были запрещены на территории нашей страны. В сущности, много времени не прошло, чтобы на рынке началась паника. Многие блогеры по-прежнему публикуют рекламу на своих страницах в Instagram, TikTok и YouTube, просто контракты теперь стали заключаться «в черную».

Ярослав Андреев (продюсер TikTok-дома «Dream Team House») комментирует эту ситуацию так:

«Блогеры пока не понимают происходящего. Никто из них не думает, что деньги закончатся, что рекламы не будет, что это все серьезно. Для них это первый такой кризис. Коронавирус же, наоборот, стал ростом, интернет-бумом, и они не помнят, как это, когда чего-то нет».

Наряду с массовым оттоком пользователей и части блогеров из социальных сетей, произошли сбои с рекламными контрактами, которые уже были заключены до событий февраля 2022 года. Что делать с уже заключенными рекламными контрактами блогеров, которые были вынуждены "переехать"? здесь возможны два варианта:

  1. Оформление дополнительного соглашения к договору, которое меняет условия рекламирования продукта или услуги.
  2. Расторжение контракта, если обязательства сторон еще не были выполнены по договору.

Различные каналы, «лидеры мнений» или СМИ могут бесконечно пугать блогеров на тему того, что наступил «закат» их профессии в России. В действительности же глобальных изменений в подходе к рекламным площадкам соцсетей не произошло. Рекламодатель заключал и будет заключать рекламные контракты с российскими авторами. Коренных изменений в этапах не произошло:

  1. Поиск «чистых» каналов, групп и блогеров. Рекламодатели обходят мошенников в любых социальных сетях – такой подход логичен, он вне времени.
  2. Сбор контактов и информации о паблике, блогере, канале.
  3. Согласование нюансов рекламной кампании, всевозможных вольностей, формата, креативов, количества публикаций и т. п.

Ни в Facebook, ни в Telegram, ни Instagram, ни даже в одноклассниках данный план не меняется коренным образом. Формат и частота публикуемого контента – да. Но не сам поиск блогера или бренда и заключение с ним рекламного договора.

Рассмотрим на примере некоего блогера Маши и ее аккаунтов в Telegram и Instagram изменения в характере публикуемого контента. Instagram – про картинку, Telegram – это преимущественно текстовый формат блогинга. Что из этого следует?

  1. Раньше Маше нужно было делать упор на фото и видео съемку, уделять внимание качеству звука в видео-постах Instagram. Теперь, чтобы удержать старую и нарастить новую аудиторию, девушке стоит задуматься о качестве текста в своих публикациях. От нее потребуется грамотность, острота слога и игра слов на странице (канале) в Telegram. При этом, забывать о картинке совсем не стоит. Она также имеет место быть, просто теперь отошла на второй план.
  2. Завоевать новых подписчиков стало сложнее. Всем известно, что Instagram и TikTok за считанные часы выстраивают свои алгоритмы индивидуально под конкретного пользователя. Во Вконтакте, Telegram, и, тем более, в одноклассниках так не работает. Сколько постов бы не выкладывала Маша, к ней все равно не хлынет поток новых подписчиков просто от остроумного поста, потому что «предложки» и «рекомендаций» больше нет. Остается только «живой» прирост или реклама.

Эффективность рекламы у российских блогеров

Адаптация работает в любой среде. После таких резких изменений, вызванных геополитикой, грянули санкции, потрясения в обществе, инфляция и другие негативные факторы. Конечно, первое время не только эффективность рекламы, но и в целом работоспособность и устойчивость блогеров и брендов на рынке упадет. Это скажется на качестве, частоте и актуальности рекламы.

Но не стоит переживать, ведь адаптационный период, если рассматривать его как рабочий процесс, обычно длится не больше года. Течение данного явления обычно делится на 3 этапа:

  1. Период острой адаптации (1–2 месяца).
  2. Период оптимизма и роста работоспособности (3–4 месяца).
  3. Период вторичной адаптации (обычно спустя полгода с начала срока).

Уже на 3 этапе человек полностью приспосабливается к новой рабочей среде, начинает понимать внутренние процессы и специфику своих прав и обязанностей и принимает новую реальность. Деление адаптации на такие периоды довольно известно в психологии, многие психоаналитики приводят в качестве примера данный процесс. Отсюда можно сделать прогноз, что в течение полугода основная масса блогеров, брендов и других авторов полностью приспособится к новому формату бизнеса в социальных сетях.

Рокировка рекламы брендов

Если раньше крупные бренды предпочитали реализовывать свои рекламные продукты преимущественно в Instagram, а компании «среднего калибра» царствовали на рынке в Telegram, Яндекс.Дзен и Вконтакте, то теперь наоборот. Большим игрокам ни к чему портить свою репутацию и вступать в конфронтацию с российскими властями. Среднее звено сильно не рискует: за ним нет пристального внимания со стороны ФАС и других серьезных организаций. Так произошла рокировка: реклама подешевела, крупные компании начали заполонять российские соцсети, а камерные бренды и рядовые блогеры «перескочили» на освободившееся место в Instagram, Twitter, YouTube, где часть пользователей России все же осталась (не без помощи VPN-сервисов конечно).

По последним данным, в 2022 году CPM может сократиться до 200–300 рублей (в среднем) против 500–800 в 2020–2021 годах.

Кто выиграл в текущей ситуации?

Динамика экспертов рынка услуг показывает, что данная отрасль чувствует себя отлично в сложившейся ситуации. Появляются молодые площадки, где могут реализовывать потенциал российские эксперты любых направлений. Raddy – дин из таких сервисов. Реклама специалистов здесь абсолютно бесплатна. Любой, кто зарегистрируется на Raddy, имеет возможность сразу начать продавать свои услуги – сегодня это как никогда удобно и выгодно!

Чего ожидать теперь? Совет рекламодателям

В первую очередь, нужно не расслабляться и держать руку на пульсе всем – и блогерам, их рекламодателям. Никто не знает какие изменения в сегменте социальных сетей нас ждут в будущем, остается только ждать и быстро приспосабливаться к новым реалиям.