Вспомнилось свое босоногое детство. Когда деревья были большими, как говорится.
Чего чего, а снега было много. Заносило по самую крышу. Открываешь дверь с утра, а перед тобой стена белая. Через которую как то надо выбираться на свет божий. Всегда в сенях - лопата. Забудешь поставить с вечера - будешь руками пробиваться через снег. Часто ходил откапывать соседа. У того дверь открывалась наружу. Потому выйти без помощи он не мог. Вот что значит человек не узнал про местные условия, когда строился.
На улице нашей было три места, где прямо поперёк от одного дома до другого наметало сугробы высотой выше самих домов. И не потому, что дома были маленькие, а потому что сугробы были высокие. Чтобы ходить по улице в снегу делали ступени. Одна сторона сугробов была довольно крутой, а вторая пологой. Вот и карабкались на него по крутой стороне, а по пологой постепенно спускались, пока не утыкались в следующую снежную стену. А далее опять подъём и спуск. Тренировка такая - каждый день по пути в школу.
Наличие таких гор снега позволяло строить подснежные города целые. С залами, коридорами. Темно там правда было. Фонариками светили - но и то очень здорово. Главное что самостоятельно строили всё это. У кого в огородах были такие сугробы - строили индивидуальные подземные города, а на улице - это общественные.
К марту месяцу у дома моего дедушки наметало самый высокий сугроб. Начинался он у него с крыши и спускался довольно круто к речке. Как только вершина сугроба смыкалась с крышей, то начиналось катание на лыжах с него. Не раньше. Дело в том, что пока шапка снега не дойдёт до крыши, кататься было опасно, так как была щель между домом и стеной снега. А к марту месяцу эта щель превращалась в тоннель. И по его верху можно было смело кататься. Дедушка от обилия ребятни на крыше его дома был не очень в восторге. Ибо иногда кто нибудь в трубу что бросит. Но это быстро пресекалось коллективом лыжников, ибо за эту шалость расплачивались все - отлучением от горки.
Снега я в детстве перекидал даже и не знаю сколько - но много. На 8-марта была такая традиция - сбрасывать снег с крыш. Тут объем зависел от формы крыши и расположения ската. Ну и сторон света конечно. Где с десяток сантиметров накопится, а где и пара метров. Сбросиишь сначала дома и у дедушки с бабушкой, а потом мы собирались в компанию и ходили по окрестным одиноким старикам и сбрасывали им. Как то это было не в напряг. Правда иногда до мозолей. Иногда до кровавых. Но это по молодости и дурости. Наличие мозолей, тем более кровавых говорит об одном - отсутствии навыка. От постоянного контакта с лопатой образуются надавы. Руки грубеют и никаких мозолей. Правда после кидания снега возникали проблемы с чистописанием в школе. Тяжело ручку держать, когда руки загнулись под диаметр черенка лопаты.
Когда снег начинал таять - возникала другая задача - как отводить воду. Ведь вся улица - это метра два, а кое где и три - слежавшегося заледеневшего снега. В это упиралась вода и уже шла во все ей доступные места. Во дворы и подполья.
Проблема решалась так. Копались в снегу колодцы до земли, на расстоянии нескольких метров друг от друга, а внизу они соединялись тоннелями, пробитыми на уровне земли. Вот по этим каналам и шла талая вода к самому низкому месту улицы, а там уже поток поворачивал в речку. Довольно таки бурные потоки были, если ещё и таяние интенсивное, да ещё и с полей вода пойдет. Но зато и другая забава появлялась - катание на плотах. Отдельное действо.
Много снега - это хорошо конечно, если он не мешает жизни. Хотя что может быть лучше для физзарядки и поднятия настроения - чем побросать снежок в ясную морозную погоду. Красота.