В пророчестве есть и элемент предсказания будущего, но он не является основным.
Пророчество часто путают с предсказанием будущего. Но с точки зрения Писания смысл пророческого служения в том, чтобы та или иная ситуация могла открыться людям в небесной перспективе. Иными словами, в пророчестве нам открывается то, как Бог смотрит на происходящие события.
В пророчестве есть и элемент предсказания будущего, но он не является основным.
Вот одно из свидетельств: «…Ефрем говорит: “однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом”» (Ос. 12:8). Но пророк утверждает прямо противоположное: «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего…» (Ос. 9:1).
Конечно, пророчество далеко не всегда связано с обличением. Апостол Павел пишет об этом так: «тот, кто пророчествует, обращается к людям и помогает их созиданию, дает поддержку и утешение» (1 Кор. 14:3). Другими словами, пророчество должно укреплять людей в вере, при необходимости — исправлять и направлять, а также приносить утешение и ободрение в трудные времена.
Далеко не всегда пророчество начинается со слов «Так говорит Господь». Иногда из самых обычных слов складывается что-то для тебя особенное, и ты понимаешь, что сейчас с тобой говорит Господь. Это и есть самое настоящее пророчество!
Но мы — люди, и мы можем ошибаться. Потому любое пророчество необходимо проверять. Еще Моисей в Законе требует, чтобы израильтяне проверяли пророков (Вт 13:1–3). В Новом Завете требование испытывать пророчество повторяется: апостол Павел призывает «рассуждать» об услышанном пророчестве (1 Кор 14:29) и «испытывать» пророчество, принимая только «хорошее» (1 Фес 5:20–21).
Прежде всего мы должны проверять пророчество на его соответствие Писанию. У пророка Исаии по этому поводу сказано так: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20). Если кто-то говорит, что ваше супружество не от Бога, вам нужно развестись и Господь даст вам другую семью, мы можем абсолютно точно сказать, что такое «пророчество» не от Бога, поскольку в Писании есть требование хранить верность супругам. Бог не противоречит Сам Себе, а потому, если в пророчестве звучит что-то, что не соответствует Слову Божьему, такое «пророчество» можно смело забыть.
Второй критерий имеет смысл применять, если пророчество в принципе соответствует Писанию. Например, человек подходит к вам и говорит, что Бог призывает вас на миссию в Африку. Соответствует ли это Писанию? В целом да, мы призваны нести Благую Весть всем народам. Но должны ли вы лично отправляться на служение в Африку, этого в Библии не написано. Как быть?
Второй критерий — это «внутреннее свидетельство» Святого Духа в наших сердцах.
Наконец, еще одна ступень проверки — это подтверждение церкви. У каждого из нас должны быть люди, с чьей помощью мы можем оценивать свою жизнь. Как правило, это наши духовные лидеры, наставники, а также люди, с которыми мы вместе служим. Хороший пример в этом отношении мы видим в жизни апостола Павла. Он не начинал свое служение (хотя уже знал, что Бог призвал его), пока его призвание не получило подтверждение со стороны лидеров церкви (см.: Деян 13:1–3).
Как правило, если пророчество исходит от Бога, то не только в моем сердце будет внутреннее свидетельство, но и те люди, перед кем я держу отчет о своих делах, тоже будут иметь его. И напротив, если у этих людей нет такого подтверждения, это серьезный повод задуматься, насколько верно я понял то, что хочет сказать мне Господь.
Библия — «вернейшее пророческое слово»
(2 Пет 1:19). Говоря о последних временах, она призывает нас благовествовать спасение миру.
И, опираясь на ее заповеди, мы должны свидетельствовать об этом спасении словами, делами и самой своей жизнью, стремясь воплотить в ней это слово как свидетельство о Боге.
Церковь несет пророческую миссию в современном мире. Пророчество указано в качестве одного из основных признаков исполнения Святым Духом (Деян 2:16–18).
Апостол Павел говорит, что Церковь созидается через пророчество (1 Кор 14:4), и утверждает, что все верующие призваны пророчествовать (см.: 1 Кор 14:5; 31). Согласно Новому Завету, пророчество не исключительное явление, а норма церковной жизни.
Автор статьи — Михаил Владимирович Дубровский,
Директор Национального института управления, руководитель программы «Миссия в профессии». Национальный координатор движения «Бизнес как миссия». Член Консультативного Совета Lausanne WorkPlace Ministry.