Найти в Дзене
Веселый Малыш

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ПАРТНЕР-РЕБЕНОК (Часть 5)

Общение детей друг с другом должно доставлять им радость. В этом ведущая роль принадлежит взрослым, обязанность которых — направлять отношения детей так, чтобы они получали удовлетворение от совместной игры. — Не буду играть, он еще не умеет играть в шашки, с ним неинтересно,— говорит девочка о своем младшем брате и в сердцах отодвигает шашки. — А ты научи его, и тогда он станет интересным партнером — говорит отец— Ведь маленькие всему учатся у старших. Взрослые при случае подчеркивают: «Быть старшей — боль­шая ответственность: младший брат берет с тебя пример», «У не­го не получается — покажи, и он будет делать, как ты», «Брат гордится, что у него такая хорошая старшая сестра». Обоим детям стараются подчеркнуть достоинства каждого. «Сообразительный, послушный, аккуратный, исполнительный»,— говорят де­вочке о брате. «Внимательная, добрая, заботливая, все умеет»,— слышит мальчик о сестре. Отношениями детей стараются руко­водить так, чтобы правильно направить инициативу старшего и одновр

Общение детей друг с другом должно доставлять им радость. В этом ведущая роль принадлежит взрослым, обязанность которых — направлять отношения детей так, чтобы они получали удовлетворение от совместной игры.

— Не буду играть, он еще не умеет играть в шашки, с ним неинтересно,— говорит девочка о своем младшем брате и в сердцах отодвигает шашки.

— А ты научи его, и тогда он станет интересным партнером — говорит отец— Ведь маленькие всему учатся у старших.

Взрослые при случае подчеркивают: «Быть старшей — боль­шая ответственность: младший брат берет с тебя пример», «У не­го не получается — покажи, и он будет делать, как ты», «Брат гордится, что у него такая хорошая старшая сестра». Обоим детям стараются подчеркнуть достоинства каждого.

«Сообразительный, послушный, аккуратный, исполнительный»,— говорят де­вочке о брате. «Внимательная, добрая, заботливая, все умеет»,— слышит мальчик о сестре. Отношениями детей стараются руко­водить так, чтобы правильно направить инициативу старшего и одновременно не ограничивать активность младшего, в этом за» лог их дружбы.

Появившиеся дружеские привязанности между детьми — сви­детельство, что ваш ребенок повзрослел, что у него появилось оценочное отношение к сверстникам и, значит, кому-то из них он стал, отдавать предпочтение «С ним играть интересно. Он силь­ный и никого не боится. Хороший товарищ. Не жадный, дает свои игрушки» — часто такие мотивы выдвигают дети старшего дошкольного возраста, когда их спрашивают, почему он дружит с тем или иным ребенком.

Формирование личности ребенка происходит наиболее полно­ценно в процессе разнохарактерных, разноплановых общений. Если правильно направлять, взаимовлияния детей, то, например, медлительный, уравновешенный ребенок благотворно действует на неугомонного шустрика, сдерживая его суетливость, чрезмерную подвижность своей размеренностью, неторопливостью. (Ведь эти его качества непременно проявляются в совместной деятельности.) И наоборот, медлительный становится более активным благодаря энергии своего товарища. Сдержанный, спокойный хорошо влия­ет на легко возбудимого.

-2

Дружба между детьми достойна, поощрения, если она основа­на на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить друг друга. Но дети есть дети: они быстро ссорятся и мирятся, способны од­новременно заступиться, пожалеть и обидеть. Взрослые, регули­руя отношения детей, должны быть чуткими и справедливыми к ним, например не выступать в роли защитника своего ребенка и в роли обвинителя его товарища. Важно тактично подсказать, как они должны вести себя: «Ты был неправ. Подумай почему», «Настоящие друзья так не поступают: он с тобой поделился, а теперь должен и ведь друзья ничего не жалеют друг для друга. Старайтесь уступать друг другу, тогда не будет причин для ссор». Складывающиеся между детьми в игре дру­жеские отношения ценны для самовоспитания ребят. Дети на практике закрепляют правила поведения: что значит поступать хорошо или плохо по отношению к другу. Выручить товарища, помочь, посочувствовать ему, успокоить его, проявить к нему внимание, иметь потребность поделиться, поступиться своим инте­ресом ради друга — это хорошо, правильно; схитрить, обидеть друга, утаить что-то от него, отступить от правил игры, наябед­ничать, пожадничать — стыдно, некрасиво, достойно осуждения.

Овладевая правилами доброжелательных взаимоотношений во время общения со сверстниками, ребенок приобретает опыт са­морегулирования поведения, учится быть дисциплинированным, вежливым, сдержанным.