Продолжая разбирать наглядную агитацию — креативные лозунги, появившиеся на биллбордах в Луганске:
«Мир без нацизма!» — это прекрасно, но надо же понимать, что нацизм не с неба падает, он является естественным порождением капитализма. Как, скажем, ящерица и её хвост. Можно отломать хвост — но если ящерица жива, она отрастит его вновь. В 1991 году никакого нацизма в товарных количествах в бывшем СССР не было. Откуда он взялся за последующие 30 лет? Его породил капитализм.
Следовательно, лозунг, может быть, и правильный, но совершенно недостаточный. Остановиться на нём никак не получится. Или придётся, как после 1945 года, утверждать социализм — и тогда нацизм действительно под его влиянием на какое-то время исчезнет, даже в соседних капстранах.
Короче говоря, как сказал поэт, следует помнить:
А вы учитесь не смотреть, но видеть,
Учитесь не болтать, а ненавидеть.
Хоть человечество и было радо,
Отправив этих выродков налево,
Торжествовать пока ещё не надо:
Ещё плодоносить способно чрево,
Которое вынашивало гада.
Ровно то же самое, впрочем, он писал и прозой:
«Фашизм является современной исторической фазой развития капитализма, и в этом смысле он — нечто и новое и старое одновременно.
В фашистских странах капитализм существует теперь только как фашизм, и поэтому бороться против фашизма можно только как против капитализма, капитализма самого неприкрытого, в его наиболее наглой, жестокой и демагогической форме.
Что же получится, если противник фашизма попытается сказать правду о нем, не затрагивая при этом капитализм, его порождающий? Где уж тут дойти до истины, годной для практического применения!
Противники фашизма, не являющиеся противниками капитализма, с их жалобами на варварство, идущее от варварства, напоминают людей, которые не прочь вкусить от тельца, но не хотят, чтобы его зарезали. Они любят мясо, но не выносят вида крови. Пусть мясник вымоет руки перед тем, как принести мясо, — это их вполне удовлетворит. Они ведь не против имущественных отношений, порождающих варварство, а лишь против варварства как такового. Они поднимают свой голос против варварства, находясь в странах, где господствуют те же имущественные отношения, но где мясники пока еще моют руки, прежде чем принести мясо».