Экзамен по английскому языку уровней А1-А2 может содержать задание на выбор лишнего изображения. Как к нему готовиться?
Первое, о чем следует помнить: экзамен не проверяет интеллектуальные способности ребенка, он проверяет знание языка. Так что главное - говорить.
Вторая важная деталь - в таком задании нет неверных ответов. Например, перед ребенком такие 4 изображения:
Самый очевидный ответ - лишним является велосипед, потому что он новый и чистый. Но в то же время, лишним может оказаться изображение обуви, потому что ее носят или потому что туфли человеку нужны парой, в отличие от остальных изображенных предметов.
Поэтому, пусть ребенок не волнуется, что укажет неверную карточку. Он просто должен выбрать одну из них и объяснить, чем она отличается.
Данное задание введено в экзамен, чтобы дать детям возможность продемонстрировать изученную лексику и грамматику. В ответе можно назвать изображенные предметы или действия и категории, к которым они относятся; здесь требуются союзы because, but, and, or, можно "щегольнуть" фразой I think или I'm not sure, сказать maybe. Здесь вполне уместны отрицательные предложения.
Как тренироваться с ребенком?
Представим себе, что наш ученик испытывает затруднения, слов знает не слишком много. Что можно сделать? Подготовить "скелетик" ответа, в котором будет структура, союзы, а незнакомые слова при необходимости можно обойти.
Допустим, вот наши изображения:
Находим лишний рисунок, он на первой карточке. Схема ответа:
(показать пальцем выбранную карточку) This picture is different because here the teddy bear is ON the bed, but in the other pictures the spider, the mouse and the sock are UNDER the bed.
Эта картинка лишняя, потому что здесь мишка НА кровати, а на других картинках паук, мышь и носок - ПОД кроватью.
(предлоги, противоположные по смыслу выделять голосом)
Если названия предметов забылись, то их можно заменять на this animal (это животное), this thing (этот предмет), this toy (эта игрушка) и тому подобное.
Если ребенок не помнит, как сказать "под кроватью", пусть говорит "не на кровати" (not on the bed) или "на полу" (on the floor), или просто "в другом месте" (in another place) или "здесь" (here).
В начале ответа или в другой его части можно добавлять разные I think, maybe и I'm not sure. Только не надо заставлять использовать эти фразы.
Однажды на экзамене мне попалась группа детей, которые, сравнивая картинки для начальной школы, каждый ответ начинали с фраз типа "in my opinion" (по моему мнению), "as far as I can see" (насколько я вижу), "I suppose" (я полагаю) и т.д., причем было заметно, что учитель велел каждый раз выдавать новую вступительную фразу. От этого дети дрожали, боясь повториться или не сказать выученный умнизм.
Коллеги, это лишнее.
Посмотрим на такие карточки:
Дети часто не могут сообразить, как объединить предметы в одну категорию, или не знают как ее назвать по-английски.
Здесь можно назвать предмет и объяснить, что с ним делают.
Например (лишняя чашка):
I think this picture is different because it's a cup. We drink tea from a cup/It's in the kitchen/We can put coffee in it. But these things are not in the kitchen. This is a jacket, this is a sweater, this is a dress. They're clothes/We can wear them.
(Я думаю, что эта картинка лишняя, потому что это чашка. Мы пьем из чашки/Она на кухне/Мы можем налить кофе в нее. А эти предметы не на кухне. Это пиджак, это свитер, это платье. Это одежда/Мы можем их надевать.)
Если ребенок забыл название предмета, он может без проблем ткнуть пальцем в рисунок и сказать - I don't know this word in English (я не знаю это слово по-английски) или I don't remember this word in English (я не помню это слово по-английски).
В случае сомнений можно спросить:
Is it a jacket? - Это пиджак?
Are they clothes? - Это одежда?
Все эти фразы будут демонстрировать способность ребенка к коммуникации на английском, что собственно и требуется на экзамене.
Для того, чтобы замены быстро приходили на ум, можно на уроках играть - брать всего одну карточку и быстро (в режиме мозгового штурма) набрасывать фразы к ней (утвердительные и отрицательные) в течение 30 секунд.
Например, даже к самому простому изображению можно сказать:
It's a lion. - Это лев.
It's an animal. - Это животное.
It lives in Africa. - Он живет в Африке.
It's not a pet. - Это не домашнее животное.
It's strong. - Он сильный.
It eats meat. - Он ест мясо.
It doesn't eat fruit and vegetables. - Он не есть фрукты и овощи. (может и ест, но это не проверка знаний по биологии)
It has four legs and a tail. - У него четыре ноги и хвост.
etc.
Кстати, мелкие грамматические ошибки не являются катастрофой, по крайней мере на международных экзаменах.
Я предлагаю вам игру, которую можно использовать в классе - картинки по 4 штуки выводятся на экран, дети в парах по очереди обсуждают, какая из них лишняя (учитель отводит на это требуемое время), потом учитель нажимает на цифру, соответствующую самому очевидному ответу и появляются следующие карточки. Учителю при этом необязательно стоять над душой у каждого ученика. Главное - пусть говорят. Можно отдельно на доске вывести шпаргалку с полезными фразами - пусть смотрят, если им требуется. Когда говоришь что-то в пятый-шестой раз, уже запоминаешь.
Итак, вот игра:
Выполнение задания не должно оцениваться. Вместо этого пусть группа поделится - вдруг они придумали какое-нибудь оригинальное объяснение своего выбора.
У меня как-то учился парнишка по имени Сережа, который всегда выдавал невероятно развернутые обоснования своего ответа, а потом еще объяснял, почему и другие карточки могут оказаться лишними. Он так разошелся, что пришлось его попросить на самом экзамене не увлекаться.
Как думаете? Вам пригодятся эти рекомендации?