Все помнят роман о маленькой очаровательной эгоцентристке Скарлетт О’Хара. Глупая и гениальная, тщеславная и обаятельная, мелочная и умеющая любить всеми фибрами души, знаменитая своим «я подумаю об этом завтра» героиня была прописана настолько живо, что и читатели, и, кажется автор, временами неприкрыто любовались ею.
Вышедшая в 1939 году экранизация завоевала 8 оскаров и произвела сенсацию, как первый полнометражный цветной фильм после «Бекки Шарп» в 1935.
Социально-политическая сторона романа. Разница в восприятии раньше и сейчас
Впервые познакомилась я с этой ирландской вертихвосткой в свои 16, и она тут же вызвала желание подражать ей. Действительно, какой девчонке не захочется быть остроумной красоткой и вертеть мальчиками?
Действительно, меня больше интересовали красивые платья, маневры, манипуляции и отношения Скарлетт и Ретта. На самом деле роман описывает очень значимый период гражданской войны 1861-1865 годов. Страх, голод, болезни и выживание, во имя которого люди способны на многое.
В 1920 год на фоне протестов BLM кинокартина по роману была изъята из каталога HBO MAX по причине межрасового контекста, однако вскоре восстановлена с пояснительными комментариями.
Можно ли считать унесенные ветром расистским произведением
Осмелюсь поспорить с Джоном Ридли относительно того, что произведение «романтизирует» рабство. На мой взгляд, и фильм и книга достаточно правдоподобно показывают и социальное неравенство, и пороки высшего общества, и всю несправедливость ситуации, когда жизни одних людей зависят от капризов других. Присутствует момент, когда Скарлетт посещает лесопилки и приходит в ужас от того, в каких условиях содержатся рабочие, а один из основных персонажей Эшли проявляет к ним открытое сочувствие. Однако, как ни крути, роман все-таки о проблемах белых людей, и сочувствие к непривилегированной социальной группе отходит на задний план.
Прогнозы относительно современной адаптации великого произведения противоречивы. Книга во многом хороша и правдива, однако основные сюжетные линии – это жизни белых людей, и вывести темнокожих героев на второй план, как того требует современный американский кинематограф, не нарушив каркаса оригинального произведения невозможно. С другой стороны – если немного сместить акценты, чуть больше раскрыв проблемы темнокожих людей – что-то может получиться. Боюсь только, для современного общества этого будет недостаточно.