Найти тему
Александр Майсурян

История повторяется. Король вернулся!..

Из новостей: Испанию после длительного отсутствия посетил бывший король страны Хуан Карлос I де Бурбон (родился в 1938 году, на троне с 1975 по 2014-й). Он встретился с ныне царствующим монархом, своим сыном Филиппом. В 2014-м Хуан Карлос отрёкся от престола и стал «почётным королём», а в 2020 году скрылся от собственного королевского правосудия, которое начало несколько уголовных дел, в которых на экс-монарха падало обвинение в коррупции. И вот обстановка в стране сдвинулась в сторону реакции настолько, что беглый «почётный король» счёл для себя безопасным выйти из подполья.

А ведь история повторяется! В 1931 году дедушка Хуана Карлоса, Альфонсо XIII (1886—1931), решил покинуть испанскую почву, которая стала для него слишком горяча.
Карикатура 1931 года на это событие:

Рисунок Юлия Ганфа (1898—1973). «Временное правительство Испании дало возможность бывшему королю Альфонсу бежать за границу и обещало ему пенсию. (Из газет). Альфонс XIII: — Не волнуйся, дорогая, если этот мостик продержится, мы вернёмся этим же путём обратно».

Бегство короля Альфонсо XIII стало началом испанской революции 1930-х годов. Хотя закончилась она победой испанских фашистов (фалангистов) во главе с генералом Франко и упразднением республики, король тогда в Испанию уже не вернулся. Вернулся на трон его внук, Хуан Карлос, в 1975 году, после смерти Франко. Через 45 лет пришлось бежать и внуку... Но вот и внук снова получил возможность вернуться. Следует заметить, что испанская монархия Бурбонов — не просто декоративный элемент из прошлого, а важная опора реакции в этой стране.

P.S. В 1984 году Хуан Карлос в качестве короля посещал СССР и встречался с Генеральным секретарём ЦК КПСС Константином Черненко.

-2

У известного сатирика Виктора Шендеровича есть чрезвычайно характерный текст о том самом королевском визите в доперестроечную ещё Москву — называется «Желание быть испанцем». Г-н Шендерович в 1984 году увидел на улице крупную фотографию-плакат (наверное, в «Окнах ТАСС» на улице Горького, ныне Тверская): К.У. Черненко с супругой и король Испании Хуан Карлос де Бурбон с супругой, королевой Софией, в Московском Кремле.

-3

Шендерович пиcал: «Руки супруги товарища Черненко цепко держали сумочку типа ридикюль».
Видимо, сумочка призвана олицетворить мещанский, плебейский тип жены Константина Устиновича, её «цепкую» привязанность к вещам. Хотя, как видим по фотографии, неправда: никакой сумочки в руках советской первой леди не было. (Не будем обвинять г-на Шендеровича в сознательной лжи: память — штука сложная, тем более память человека творческого, она могла и позаимствовать подобную деталь откуда-то). Вопрос в другом: а если бы и была сумочка-ридикюль? Возможно, сатирику было невдомёк, что коронованные особы, и не только королева София, тоже носят «сумочку типа ридикюль». Её британское величество Елизавета II, например, вот уже полвека любит сумочки фирмы Launer, которые простой смертный тоже может приобрести за какие-то жалкие пару тысяч долларов. Что это, мещанство? О, нет. Бери выше: аристократизм!

-4

Но (выдуманная) сумочка, конечно, — это просто штрих, которым сатирик хотел оттенить весь сугубо неаристократический, нетитулованный и тем паче некоронованный облик первой леди СССР. Он продолжал:
«Но бог с нею, с сумочкой: лица! Два — и два других рядом. Меня охватил антропологический ужас. Я не был диссидентом, я был вольнодумец в рамках, но этот контраст поразил меня в самое сердце. Я вдруг ощутил страшный стыд за то, что меня, мою страну представляют в мире и вселенной — эти, а не те. В одну секунду я стал антисоветчиком — по эстетическим соображениям».
М-да. Что ж, всмотримся в эти лица.
Вот, в дополнение, ещё одна семейная фотография К. У. Черненко:

-5

Это крупная фотография Анны Дмитриевны. Что такого ужасного обнаружил наш физиономист-антрополог в её лице?

-6

Умерла Анна Дмитриевна в 2010 году, за три года до смерти дала небольшое интервью «Экспресс-газете», где, между прочим, сказала: «Я была очень расстроена, когда после смерти Андропова Константина Устиновича избрали Генеральным секретарем. Я очень перепугалась, и когда муж пришёл домой, ему сказала: «Что же ты наделал, как ты мог согласиться на это?!» В общем, я расплакалась, когда Черненко стал Генсеком».

И семейная фотография четы де Бурбон:

-7

Хуан Карлос I де Бурбон и-Бурбон Сицилийский и королева София Греческая и Датская (она же София Маргарита Виктория Федерика Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург), которая, между прочим, является правнучкой великой княгини Ольги Константиновны Романовой. Г-н Шендерович хотел быть её верноподданным? Что ж, его предкам до 1917 года выпадало это великое счастье — быть подданными её предков с такими же, вероятно, хорошими породистыми лицами, как и у неё. Были ли они этим счастливы? Не уверен...
А ведь в другой стране, или в другую эпоху, наоборот, образованные люди гордились бы тем, что государство возглавляет не какой-нибудь де Бурбон и-Бурбон, а человек рабоче-крестьянского происхождения, выходец из той самой "черни", т. е. гущи народной, и из глубинки (уроженец сибирской деревни Большая Тесь). Не говоря уж о том, что Константин Устинович к 1984 году был вовсе не такой уж лапотный «дед, в шубу одет», и носил такие изысканные, стильные западные галстуки, что они сделали бы честь любому британскому денди, хоть даже самому Оскару Уайльду. Но всё равно — у «эстета»-интеллигента возникает «антропологический ужас» к представителю «черни», «страшный стыд» и безотчётный порыв горячих верноподданнических чувств к королевской династии Бурбонов.
А ведь это чувства не «антропологические», а вполне даже классовые...

Ну, и в заключение этой истории, ещё, конечно, вспоминается классическое. Двести лет назад, когда в Испании были очередные нелады с королём...

Илья Репин. Поприщин. 1882
Илья Репин. Поприщин. 1882

«Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. Именно только сегодня об этом узнал я. Признаюсь, меня вдруг как будто молнией осветило. Я не понимаю, как я мог думать и воображать себе, что я титулярный советник. Как могла взойти мне в голову эта сумасбродная мысль? Хорошо, что ещё не догадался никто посадить меня тогда в сумасшедший дом. Теперь передо мною всё открыто. Теперь я вижу всё как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря. Сначала я объявил Мавре, кто я. Когда она услышала, что перед нею испанский король, то всплеснула руками и чуть не умерла от страха. Она, глупая, ещё никогда не видала испанского короля. Я, однако же, старался её успокоить и в милостивых словах старался её уверить в благосклонности, и что я вовсе не сержусь за то, что она мне иногда дурно чистила сапоги». (с)