Потребность в общении возникает у ребенка "очень рано, с соприкосновения с матерью, а затем круг общения распространяется на остальных членов семьи — взрослых и маленьких, а также на других детей за ее пределами. Будет ли первоначальный опыт общения положительным по своему воспитывающему содержанию, зависит от позиции, занимаемой ребенком в семейном коллективе. Ведь личность формируется не только специальными воздействиями, когда ребенка чему-то учат, дают указания, объясняют, что хорошо, а что плохо, но и различными косвенными влияниями, в том числе и отношениями взрослых между собой и к самым маленьким членам семьи. Так, например, если он занимает центральное место в семье и любой его каприз удовлетворяется, то в этом случае создаются условия для расцвета в нем эгоцентризма. А отсюда возникают и соответствующие потребности, и формы поведения: «Это мне», «Это мое», «Дай. Купи... Хочу... Не хочу...» У ребенка складывается, если можно так сказать, потребительский способ отношения