Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

Мы делили балкер"син" – много стран, а груз один

На, не побоимся этих слов, санкционном рынке вновь разыгрывается партия под кодовым именем "Операция – зерно". И разыгрывается она по уже известным нотам. Чуть ли не весь «цивилизованный мир» озаботился с одной стороны – судьбой экспортного украинского зерна (25 млн тонн пшеницы), с другой – урожаем онного в России.

Перевалка зерна / Фото: Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ
Перевалка зерна / Фото: Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ

В связи с этим, как следствие, происходят изменения и на рынке судоходства. Началось все, как помнит наш вдумчивый читатель, с каскадного роста фрахтовых ставок на балкеры для рейсов с заходом в Черное море (к началу мая цена превысила $2 000 в сутки). Потом и вовсе судоходные компании перестали заходить в украинские порты по причине минирования подходов к ним и отрыва старых мин в свободное плавание. На сегодня эту "картину" можно было бы охарактеризовать как – и хочется, и колется. Так как прогноз аналитиков по поводу портов Украины остается довольно-таки пессимистичным.

В цифрах: по данным от S&P в апреле текущего года отгрузка зерновых при помощи балкеров в Азово-Черноморском регионе обрушилась на 35%. При этом транспортировка кукурузы через черноморские порты упала на 76%, ячменя на 82%. А вот вывоз пшеницы вырос на 44%. Магия?

ТОП-10 мировых производителей пшеницы по итогам 2021/22гг., млн. тонн / Источник: Минсельхоз США (USDA)
ТОП-10 мировых производителей пшеницы по итогам 2021/22гг., млн. тонн / Источник: Минсельхоз США (USDA)

Дело в России, которая, не смотря на санкции, потихоньку начала вывозить пшеницу из своих черноморских портов. При этом к перевозкам привлекаются балкеры, находящиеся в собственности российских компаний. Плюс к тому, Путин сообщил о предварительных оценках урожая зерновых в России, согласно которому его прирост составит более чем 15% по сравнению с предыдущим годом. И тут все с надеждой посмотрели в сторону нашего отечества.

А все потому, что зерно нужно всем. Так к нам уже обратилась Эфиопия, закупавшая на Украине около 600 тыс тонн пшеницы и Саудовская Аравия (речь идет о 2,8 млн тонн).

А как же наши балкеры, заявленные в названии?

А с ними все ещё интереснее. По сравнению с двумя предшествующими годами прирост заказов на мировым рынке на новые балкера сократился в разы. Так, на ведущих "балкерных" верфях мира разместили заказы всего на 46 единиц подобного класса судов, что почти в 2 раза меньше по сравнению с 2021г. (100 ед.), и в три по сравнению с 2020 г. (150 ед.).

Новые заказы на строительство балкеров, январь-май 2022, ед. / Источник: Eastgate Shipping
Новые заказы на строительство балкеров, январь-май 2022, ед. / Источник: Eastgate Shipping

Кроме санкционной политики сюда, конечно, вмешалось и общее сокращение балкеров на утилизацию: в 2021 г. всего 52 судна списывают, а в 2020 г. эта цифра достигала 140 ед. Одновременно с этим можно наблюдать переориентировку в заказах на балкера большей вместимости. Но тут уже речь идет не о судах под зерно, а о судах под уголь, ведь от российских поставок Европа отказалась. Греческий оператор заказал три судна типа Ultramax, а Норвегия четыре балкера типа Newcastlemax. То есть уголь будут они для себя возить издалека: США, Австралия, Колумбия.

Судно размеров Newcastlemax / Фото: www.pinterest.ru
Судно размеров Newcastlemax / Фото: www.pinterest.ru

Для самых пытливых оставляем тут ссылку на основной материал по теме.

#корабел #санкции #зерно украина #порт черное море