Найти тему
22,1K подписчиков

Княгиня живёт в коммуналке: история одной бабушки, которая выбрала не Париж, а любовь

228 прочитали

Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила. Голос у неё был словно шелест листвы - тихий, еле слышный.

Смущаясь, она попросила меня дотянуться дотянуться до верхней полки - за уксусом и пачкой соды:

Дочка, сама достать не могу, высоко больно. Усохла совсем к старости

Когда я сняла с полки всё, что она просила, в её глазах засветилась радость.

Спасибо, милая. Дай Бог тебе здоровья.

Потом я ещё минут 10 блуждала по магазину, выбирая то, что хочется купить (не хожу со списком, предпочитаю слушать своё сердце или желудок, кому как угодно). Выйдя из него, я увидела вдалеке эту бабушку. Она шла очень медленными, "муравьиными" (помните, как в известной детской игре) шагами, а простенькая тканевая сумка почти волочилась по земле.

Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила.

Мне стало невыносимо больно за эту бабушку, которая и рада бы двигаться быстро, быть полной сил и энергии, но бессердечная старость лишила её этого счастья. Я догнала её и помогла донести сумку до дома.

В качестве благодарности она пригласила меня войти и выпить с ней немного чая. И уговаривала так сильно, с такой надеждой смотрела на меня, что я не смогла отказаться.

Квартира

Квартира оказалась такой же маленькой, как и её хозяйка. Одна комната, захламлённая кучей каких-то милых её сердцу вещей. Старые советские шкафы, больше похожие на гробы, платья времён её молодости (ох, винтаж это всегда прекрасно), старинный патефон, горы хрусталя, плакаты с "Тату" на стене (внуки повесили когда-то и забыли снять), ковёр на стене и ещё один на полу, старенький тяжёлый телевизор и полуавтоматическая стиральная машина.

В комнате пахло старыми, залежавшимися вещами, некоторые из которых были положены в шкаф не до конца высохшими, потому пахло ещё и сыростью. И было пыльно, очень пыльно. Настолько, что я (у меня аллергия на пыль, я даже дома её протираю ежедневно) чихнула несколько раз.

На фоне этого царства хлама заметно выделялся портрет: большой, в половину стены. На нём была изображена прелестная девушка с тёмными волосами, в красивом платье, с украшениями.

Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила.-2

Портрет был как живой, все детали были настолько точно прорисованы, девушка на нём была словно живая. Я застыла перед портретом в восхищении и не заметила, как вернулась Анастасия Фёдоровна (а именно так звали нашу сегодняшюю героиню),

Это моя мама. Она была княжной

Сказать, что я обладела, значит, ничего не сказать. Меньше всего я ожидала, что в этой маленькой квартирке живётнастоящая княжна. Увидев моё удивление, она улыбнулась какой-то очень светлой улыбкой (видимо, вспомнила маму) и сказала:

Дочка, ты присаживайся. Сейчас расскажу свою историю.

Разлив чай по чашкам, она начала повествование.

Париж, мон Амур

Моя бабушка Таня родилась в в 1898 году, в Санкт-Петербурге. Она была из очень богатой семьи, владевшей большим трёхэтажным домом на одной из улиц. Кстати, этот дом сохранился и в наши дни - лет 20 назад я ездила взглянуть на него и даже умудрилась попасть внутрь. В квартиры, правда, меня никто не пустил, но вот по подъезду я прошлась, дотронулась до перил, вдохнула воздух, которым дышала моя мама.
Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила.-3

Дальше воспроизведу рассказ Анастасии Фёдоровны свими словами. С её слов, как только её бабушке исполнилось 18, в честь неё устроили пышный приём, на котором планировали подыскать ей выгодную партию.

В самом деле, на балу она, юная и очаровательная, хрупкая и хорошо образованная, произвела фурор. У неё появилось сразу три поклонника, каждый лучше другого. Но выбрать между ними она не успела - грянула революция 1917 года и семья Анастасии Фёдоровны эмигрировала в Париж, спасаясь от толпы разъярённых большевиков.

Через год Татьяна вышла замуж. Ей повезло, ей попался самый настоящий князь. Так она стала княгиней. Жили неплохо, денег было достаточно на все капризы, в семье царил лад и покой, любовь и счастье. Через 2 года у них родилась дочка Наталья, ещё через 2 года дочка, которую назвали Мария. Это и была мама героини моего сегодняшнего рассказа.

Маленькая княжна

По праву рождения, Мария стала настящей княжной. Её так и воспитывали - как настоящую маленькую принцессу, но при этом прививали ей все привычки аристократов.

Она знала три языка и свободно говорила на них, играла на фортепиано, вышивала крестиком, прочитала какое-то умопомрачительное количество книг, могла поддержать беседу на любую тему, умела даже верхом кататься.

Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила.-4

Баловали её необычайно, любой каприз выполняли. Одним из её капризов стало желание побывать в России. Сказано - сделано, родители отправили её в Ленинград, на пару недель. И тут произошла трагедия - с их точки зрения.

Машенька влюбилась! Как мартовская кошка, по уши. И не в представителя своего класса, а в простого школьного учителя по имени Федя, с которым столкнулась в одном из музеев города на Неве. Зарабатывал он мало, жил в маленькой квартире, родители его жили в деревне. Словом, неподходящий муж для современной княжны.

Но она и слушать ничего не хотела. Из Ленинграда позвонила и сказала, что выходит замуж. Родители были в шоке, даже на свадьбу хотели не приезжать. Отговаривали всячески, но Маша сделала свой выбор и им пришлось смириться. Дальше - больше. Она не вернулась в Париж, а осталась в Ленинграде.

Через год после свадьбы родилась дочка, Настя. Это и есть та самая бабушка, с которой я встретилась в магазине. Но это сейчас она бабушка, а тогда она была милой маленькой девочкой, которую родителив шутку называли потомственной княжной, и тоже баловали.

К тому моменту её бабушка с дедушкой смирились с выбором дочери, и стали снова общаться с ней. А ещё они надеялись, что хотя бы внучка переедет в Париж.

Любовь нечаянно нагрянет

Настенька подрастала. К тому времени, как ей исполнилось 18, выехать в Париж стало практически невозможно, пришлось бы преодолеть сотни бюрократических проволочек. Поэтому вместо Парижа она отправилась на практику в Пензу, маленький городок на Суре.

Здесь ей предстояло провести всего год, но судьба распорядилась иначе. Именно здесь она встретила его, своего Петеньку. Был он простым парнем, из самой обычной семьи рабочих. Он и сам был невысокий, коренастый, с мозолистыми сильными руками и пристальным взглядом, который, казалось, прожигал вас насквозь.

Он никак не мог понять её, умную и образованную, отличающую Канта от Конта, а Моне от Мане, но отвести взгляда от неё не мог. Он тоже чем-то тронул её сердцем. Словом, случился у них роман.

А потом и свадьба, после которой они переехали вначале в старенькую коммуналку, а через 10 лет в собственную однокомнатную квартиру.

Настя сразу после свадьбы устроилась учительницей в школу - учила детей вечному, настоящему, доброму. Своих детей Бог им не дал, вот и нянчилась с чужими. Когда ей исполнилось 53, муж неожиданно умер и она осталась совсем одна.

До пенсии она не доработала: у неё начались проблемы со здоровьем, и она вышла на пенсию на два года раньше. Правда, не растерялась, и стала понемногу подрабатывать: то в ларёк устроится газеты продавать, то вахтёром в институт. Словом, денег хватало, ни на что не жаловалась.

А вот поговорить не с кем: соседи считают её чересчур умной, даже говорят ей вслед: "Тоже мне, княжна тут нашлась".

Эту бабушку я встретила в магазине. Маленькая, худенькая, казалось, что, если на неё дунет ветерок, то она улетит вместе с ним. Она взглянула на меня, потом на полку с продуктами и заговорила.-5

А она ведь и правда княжна, но им она об этом не собирается рассказывать. А мне вот рассказала.

Чем всё закончилось?

Когда я слушала её историю, я удивлялась, на каие немыслимые сюжеты способна жизнь. Меня поражало в этой истории всё: то, как легко и просто она и её мама отказались от соблазна быть в центре высшего общества и выбрали любовь. То, что после смерти мужа она так и не вышла больше замуж, хотя была ещё молодой. Да и ухажёры были, но она отвергла всех.

Парижская квартира досталась старшей сестре, которая - в отличии от младшей, послушно вышла замуж за того, кого подобрали ей родители. Кстати, вот она-то всю жизнь купалась в деньгах, муж её хорошо зарабатывал, да и она открыла со временем собственный магазинчик.

Наталья и Настя дважды виделись: когда рухнул Железный занавес, Настя летала в Париж и была очарована этим городом. Но всё равно вернулась обратно на Родину. Тем более, что в Пензе её ждал любимый муж.

Наталья тоже прилетала к ней, но Пенза не произвела на неё впечатление. Она показалась ей маленькой, скучной, серой. Вот и общаются они до сих пор по телефону, да в Интернете.

Вот такая удивительная история о том, как причудлива и необычна судьба каждого человека. Представляете, через несколько домов от меня, в маленькой захламлённой квартирке, живёт самая настоящая княжна. Которая могла бы жить в Париже и блистать в высшем обществе, но выбрала любовь.

Берегите себя и всегда выбирайте любовь.

С любовью, ваша Лаванда