Найти тему
@uspeh_rebenka

Как заставить школьника читать?

Уважаемые родители, сегодня обсудим вопрос, который волнует многих. Как заставить современного ребенка читать? Как не скатиться в бесконечные конфликты и разборки со своим ребенком? И главное, как добиться того, чтобы он/-а выполняли это самостоятельно.

У вас на руках список с литературой, который должен прочитать ребенок. И каждый в рамках своей педагогической модели пытаемся добиться результатов. Нужно понять, что от того, как мы к этой цели идем, будет зависеть возненавидит ли мой ребенок чтение или научиться идти к своим целям.

То есть, поведение моего ребёнка сейчас - это его реакция на созданную в семье среду.

Если ребенок не хочет читать, значит так отражает процессы происходящие вовне. Основа этих реакций - прошлый опыт.

Проще говоря, это не школьник такой безинициативный, это я, взрослый, создал такую среду, в которой получаю конкретную поведенческую реакцию.

Современный ребенок, Зумер, имеет огромное число раздражителей. То есть то, что перетягивает его внимание. Но на собственной практике я убедилась, что возможно добиться результата, когда восьмилетка утром встает и говорит: "Я сейчас буду читать!" и берет книгу с собой в летний лагерь. Сам. По собственному выбору. Причем это обычный ребенок, который рвется к компьютеру, играм. Гаджеты являются обьектом пристального внимания и познавательного интереса.

Как этого добиться?

1) Разобраться со своим реакционным воспитанием.

Мы много говорим об этом в блоге, постоянные читатели должны понимать о чем речь. Если ваша воспитательная система основана на неконтролируемых эмоциональных срывах, то задача в этом разбираться.

Кратко - родитель находится в тревоге, гневе, озабочен, взволнован. В таком состоянии любой стимул запускает неконтролируемый выплеск этих эмоций. И это называется воспитательный процесс.

Задача смещаться на последовательные, продуманные заранее шаги. Как минимум, если я вижу играющего за компьютером третий час ребенка, я (под действием этого раздражителя) не срываюсь на него. Не превращаюсь в невротика/истеричку, который/-ая бесконтрольно орет и вытягивает из рук гаджет.

2) Разобраться с мотивацией

Если вы более менее разобрались с реакционным воспитанием, тогда двигаемся дальше.

Прежде, чем ребенок сам возьмет в руки книгу и начнет читать, в его голове должны возникнуть определенные решения. Обсудим это.

Тема выбора и ответственности

Мы часто говорим о праве выбора, доверии и автономии. Но выбор бывает не только "сколько времени я проведу сегодня за компьютером?". Поэтому, чтобы в психике ребенка, да и любого взрослого, созрело определенное решение что то делать, надо учить принимать для себя сложные решения.

Практически можно начать с двух вопросов и оставить школьнику время подумать и решить самому.

Зачем мне это делать?
Что будет, если я это сделаю?
Что будет, если я этого НЕ сделаю?

Уважаемые родители, эти вопросы мы задаем в атмосфере доверия и сотрудничества.

Если ваша семейная лодка неустойчива, постоянно штормит от конфликтов и других проблем, то стоит сначала устранить качку.

Потому что такой же беспорядок и в голове у ребенка. У него просто нет свободной зоны, где эти вопросы обдумывать. Как в телефоне, память которого забита фотками и приложениями. Чтобы загрузить что то новое, надо освободить голову от накопившихся проблем.

То есть, если до этого в семье преобладающий стиль общения был диктат (нравоучения, приказы), то сначала стоит наладить с ребенком доверительные отношения. Дать ему возможность адаптироваться, почувствовать, что вы не враг. И только после того, как вы перестроите старую систему, наладите с ребенком более близкий эмоциональный контакт, можно идти дальше.

Ребенок должен сам ответить себе на вопрос: "А нафига мне читать?"

Любой выбор это умение продумывать варианты, которые за ним последуют. То есть, если А, то Б. Как в шахматах. В партии есть ходы. И их много. И я выбираю тот ход, который считаю для себя лучшим. Но продумываю все ходы, которые есть.

Вот она, мотивация к чтению. Внутреннее решение, это понимание, что будет, если я не прочитаю книги, которые задали? Что тогда? Проговорите это с ребенком. Что будет, если ты придешь в школу без прочитанных книг?

Пока в голове у Замера не созрело внутреннее желание что то делать, заставить просто невозможно. Точнее до подросткового возраста, может, работать будет. А дальше такие дети идут в отрыв. А родители по психологам с плачем: "Он был такой хорошей девочкой/мальчиком, а сейчас в мини-юбке и с татуировками..." (протест от постоянного давления, желание доказать, что я взрослый).

То есть мы даем ребенку выбор самостоятельно решать за себя, с каким результатом он придет к 1 сентября. Если школьник говорит, что он читать не намерен, тогда это симптом, с которым надо срочно разбираться.

Скорее всего в семейной системе какие то неполадки, которые дают данное поведение ребенка. разберитесь с причиной, изменится и детская мотивация.

В чем сложность?

Независимо от того, является семья гармоничной или деструктивной, у современного ребенка очень непостоянное внимание. Он сегодня что то решил, а потом отвлекся на игру и обо всем забыл. Потому что реальность такова, что цифровой мир дает по качеству совершенно другие эмоции, счастье.

Не нужно ребенка за это ругать. Он/-а учится. Надо последовательно нарабатывать навык управления своим вниманием. То есть проблема запретов на экранное время отпадет сама, когда психика будет обладать определенными навыками этим хоть как то управлять.

Для этого необходимо возвращаться к вопросам мотивации. "Зачем мне читать" А лучше: "Что будет, если ты не прочитаешь? Ты планируешь идти в школу без чтения?".

Теперь вы сняли с себя этот груз тревоги и ответственности. А у школьника появилась зона роста самостоятельности. За свой выбор и свои решения. Дальше, важно подкреплять любой шаг, выстраивать цепочку действий и переводить в привычку тире автоматизм. Об этом в следующих постах блога.

Всем счастья, терпения и спокойствия!

Читать продолжение