Найти тему
Телеграм-канал СМП

Судьба российского арктического мегапроекта «Восток Нефть» висит в воздухе

Проект «Восток Ойл» компании «Роснефть» по разработке 13 месторождений на севере Красноярского края — ключевой для полноценной загрузки Севморпути. Однако его финансирование вызывает вопросы на фоне политической турбулентности и массового исхода западных инвесторов.

По оценке министра развития Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, к 2024 году целевой показатель загрузки СМП достигнет 90 млн тонн и продолжит непрерывно расти. Главными грузоперевозчиками в этих планах выступают нефтедобывающие компании, которые реализуют масштабные проекты в регионах АЗРФ. Один из самых крупных — «Восток Ойл» на Таймыре.

Разработка перспективных месторождений должна была обеспечить транспортировку 30 млн тонн нефти к 2024 году. Запуск второй очереди «Восток Ойл» после 2030 года предусматривал отправку через СМП порядка 100 млн тонн нефти ежегодно.

На фоне введенного Евросоюзом «отложенного» эмбарго на российскую нефть будущее «Восток Ойл» начинает выглядеть туманным. Международный сырьевой трейдер Trafigura на днях объявил о выходе из проекта. В этих условиях западные аналитики не верят, что «Роснефть» сможет найти необходимое финансирование в размере порядка 160 млрд долларов.

Но дело не только в деньгах — «Роснефть» параллельно потеряла доступ к западному нефтегазовому оборудованию, услугам и технологиям, которые необходимы для реализации этого сложного и капиталоемкого проекта.

Впрочем, хоронить проект рано. Несмотря на беспрецедентное давление, инвесторами «Восток Ойл» остались независимый трейдер Vitol и сингапурская компания Merantile & Maritime Energy. Кроме этого, «Восток Ойл» еще в 2019 году активно интересовались индийские партнеры.

Сейчас уже очевидно, что реализация проекта будет напрямую зависеть от способности «Роснефти» оперативно перенаправить экспортные потоки на Восток. Скорее всего, финансирование «Восток Ойл» индийскими и китайскими инвесторами потребует беспрецедентных преференций для сглаживания санкционных рисков, но при этом капиталоемкий проект будет запущен.

С морским приветом, Северный морской путь

Подробнее тут: https://t.me/sevmorput