Абре́ками на Кавказе называли мужчин, ушедших в горы. Они жили вне власти и закона. Одним из самых известных абреков среди балкарцев, пожалуй, был Ахия хаджи Жангуразов. Но стал он изгнанником не по своей воле.
Справедливый кадий
Ахия хаджи был #кадием (шариатским судьей) селения Верхняя Балкария, председателем шариатского суда #Балкарии. Его решения никогда не подвергались сомнению, они выносились на основе Корана, шариата и считались справедливыми.
Убит кадий опергруппой ОГПУ во время молитвы в местности Догуат. Хаджи мог отстреливаться, бежать, но истинно верующий, преданный исламу горец не прервал молитву, не бежал от палачей.
Труп подвергли бичеванию и сбросили в подземный склеп без права захоронения. Перезахоронили хаджи через 23 года после гибели - в 1957 году, когда была восстановлена автономия балкарцев и народ, насильно депортированный в Среднюю Азию и Казахстан, вернулся на Кавказ.
В 2006 году установлена надмогильная стела.
Без буйства красок
Стойкость, сила духа и веры вдохновили молодого художника Вадима Каджаева к написанию портрета Ахия хаджи. Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания лучший, выпускник 2009 года Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина Вадим Каджаев презентовал картину в начале года.
Здесь нет буйства красок, лишних деталей, но поражают глаза Ахии. Современники Жангуразова говорили о пронизывающем взгляде хаджи.
Враг идеологии
Родился Ахия Жангуразов в 1870 году в ауле Нижний #Кюнлюм (Верхняя Балкария). Закончил медресе в Дербенте, получил высшее духовное образование в Турции и Ираке. Совершил 4 раза хадж в Мекку.
Он обучал людей #исламу, призывал жить по законам Всевышнего, чем вызывал гнев властей. Был приговорённым к трём годам концлагерей, отбыл срок и вернулся в родную Балкарию.
Советская власть ждала случая, чтобы избавиться от идеологического врага в лице ислама. Жангуразов был одним из ярких духовных лидеров,чья смерть означала бы победу атеистических советов в Балкарии. Однако многочисленные попытки ареста хаджи оставались безрезультатны. Односельчане не позволяли беззакония над кадием и каждый раз выступали в его защиту. По рассказам свидетелей, мусульмане, вооружившись дубинами и камнями, окружали Жангуразова плотным кольцом, полицейским не удалось приблизиться к нему ближе 20 метров.
Только третья попытка увенчалась успехом. Поняв, что может пролиться много крови, хаджи предпочел сдаться властям, чем сохранил много жизней. Со словами: «Всё в руках Всевышнего. Я ни в чём не виновен, всё будет хорошо, ничего не делайте», - он сдался.
По сфабрикованному делу Ахия Жангуразов был отправлен в ссылку.
Другие времена, другие люди
Вернулся он в другое общество. Сам он тоже изменился: полысел, лицо и лоб покрылись глубокими морщинами, стал прихрамывать на левую ногу.
По доносу было сфабриковано новое дело на #Жангуразова. Утром за шейхом пришла группа солдат. Но односельчане не торопились вступиться за кадия, запуганные люди стояли молча и наблюдали за происходящим.
По дороге в Нальчик кадия отбил муж его дочери - Нухтар-паша Ациканов. Так они становятся изгнанниками.
Эра свободолюбия
Группа абреков по численности и составу была неоднородной. Входили в нее балкарцы, кабардинцы, осетины.
Как-то ранним утром Ахия хаджи, как во все другие дни, разбудил спавших рядом с ним мужчин, вместе совершили омовение и встали на молитву.
Но горы наполнились шумом. Оказалось один из абреков, который ушел за продуктами, предал друзей и привел на место стоянки солдат. Горцев окружили и предложили сдаться. Но Ахия хаджи не покинул молитвенный коврик, он продолжал служение Всевышнему, не обращая внимания на смертельную опасность. Только пуля, настигшая мусульманина, прервала намаз. Добили хаджи выстрелом в голову.
Погибших привязали к сёдлам лошадей, волокли по каменистой дороге. Потом тела погрузили в машину и повезли в Верхнюю Балкарию. Возле мечети трупы сбросили на землю, собрали людей для «разъяснения» ситуации.
После «суда» истерзанное тело Ахии хаджи привязали к «столбу позора», били кнутом. А народ смотрел; он ясно понимал, что так закончилась эра свободолюбивых, бесстрашных людей.