Моим последним детским оружием был настоящий револьвер «Бульдог». Ни много ни мало. Правда, я уже был не совсем ребенком – 14-летний восьмиклассник. Откуда он появился у меня – не помню…
Но появился он у меня неожиданно – то ли я у кого из одноклассников выменял на что-то, то ли отец его откуда-то принес мне поиграться. Знал ведь, что неровно дышу ко всему этому, стрелковому – занимался биатлоном.
В общем, 40 лет назад. Начало 1980-х, город комсомольских строек Усть-Илимск. А у меня – револьвер. Пролистал сейчас несколько справочников по стрелковому оружию и пришел к выводу: да, это был «Бульдог», одна из разновидностей.
Эх… Конечно, то было уже не оружие. Но меня сие обстоятельство нисколько не смущало,
ведь основная часть – цельная рама со стволом и кольцом рукоятки сохранились.
Да, у моего револьвера имелся только сам монолитный корпус с коротким стволом и пустой рамкой рукоятки (накладок на нее также уже не было). Зато какой-то умелец выточил деревянный барабан. Мне этого было достаточно, чтобы хвастать перед пацанами «настоящим» пистолетом.
Предполагаю, что история моего «Бульдога» тянулась со времен Гражданской войны
Ведь только в то время у нас, в Сибири, шли полноценные боевые действия, обращалось и американское, и европейское оружие. А затем леса заполнили партизаны – сначала красные, потом – совсем не красные…
Возможно, этот револьвер кто-то где-то потерял. Потом его откопали, разобрали и не собрали. Так и гулял он по нашим краям, пока не оброс деревянными деталями.
Надо сказать, что хотя наш город имел бамовское обеспечение, назывался городом пяти комсомольско-молодежных строек, на которых трудились ребята со всех стран СЭВ (помните, что это такое?),
я учился в классе, где большая часть учеников была детьми зеков.
Вокруг нашего пригорода располагались несколько зон с разными режимами. На одних работали за колючкой. В других жили расконвоированные. Статьи нетяжелые, но люди всякие. И их дети тоже.
Поскольку в классе я был единственным отличником, ко мне всегда стояла очередь моих друганов-балбесов – списать домашку или контрольную. Я никогда не отказывал и считался у них своим, хотя никакого – даже легкого – отношения к их миру не имел. Не имелось у меня ни «братана, который еще сидит», ни «отца, что недавно откинулся».
Жизнь у моих друганов-одноклассников была проста и понятна. А перспективы, как в нашем любимом фильме: «Украл, выпил, в тюрьму… Романтика!» Что с частью из них позже и произошло – слово в слово.
Так вот, друганы мои являлись по нынешним меркам реальными пацанами.
Видя мое баловство с револьвером с деревянным барабаном, они решили реализовать мое детское увлечение во вполне взрослое.
Как-то вечером мы как обычно сидели на конечной остановке автобуса – там наша компашка могла тусоваться до утра. И вдруг Кога, один из друганов, говорит:
- Мы тут для тебя узнали: есть «шмайсер» в масле и с ведром маслят. Покупай – отдадут недорого…
И объяснили мне, что такое «маслята».
...У меня от восторга кровь хлынула к голове. Я уже ясно представлял, как мы с отцом поедем на рыбалку и там, в тайге, постреляем из настоящего автомата, который я видел только в кино. От такой мысли аж дух захватило. И я прибежал к отцу:
- Папа, ребята предложили недорого купить «шмайсер» с ведром маслят. Давай купим?!
У него отвисла челюсть. Немая сцена.
Это я сейчас понимаю, что наивно предлагал отцу «поднять» уголовную статью, а то и не одну…
Тоже не помню, что он мне ответил. Но и мой «Бульдог» после этого куда-то испарился…
И вот к чему мне вспомнилась эта давняя история: мальчишек без оружия не бывает!
А у нас, в Иркутске, в филиале городского музея «Солдаты Отечества» (ул. Чайковского, 5, тел: 38-08-99) открылась выставка мальчишеского счастья. Называется она «Играли мальчики в войну». В витринах – коллекция игрушек, которыми играли мальчишки 1960-х и начала 2000-х годов.
По словам авторов выставки, весь этот арсенал теперь можно считать настоящим кладом: автоматы, пистолеты, мечи и шлемы, кинжалы и фотографии. Все это дает представление о том, что использовали для игры в войнушку пацаны во дворах и пионерских лагерях на «Зарнице».
Некоторые предметы сделаны из пластика, другие из металла и дерева. Посетители вспоминают, что подобные автоматы мальчики старших классов в школах вытачивали на уроках труда.
Эти экспонаты – все заводские. Пистолеты из коллекции могут стрелять теннисными шариками, пульками, водой, пистонами, присосками, а могут работать от батареек...
Пацанское богатство дополняют настоящие солдатские и офицерские кокарды, полевая сумка и пуговицы – то, что отдавали ребятам взрослые. Все эти атрибуты использовались в играх и считались предметом отдельной гордости.
Вот такая у меня история сегодня. И вот такая у нас открылась выставка. А вы, друзья, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте лайки. Чтобы не пропустить наши следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти публикации нашего канала (жми на заголовки):
- Эти люди до сих пор вооружены - легендарными ППШ-41, ППС и даже пулеметом Дегтярева