Прямо напротив главного входа в Электрозавод, на одноимённой ему улице стоит деревянный особняк в стиле модерн. Это творение самого Льва Кекушева, построенное для фабриканта Василия Дмитриевича Носова. Редкий пример деревянного модерна в Москве, он ещё и прекрасно сохранил свои интерьеры. Мебель, камины, напольная плитка, деревянная лестница, оконные рамы, люстры — всё осталось с 1903 года почти без изменений.
Так давайте же пройдёмся по этим интерьерам и узнаем, кто такие Носовы и почему они построили свой особняк именно здесь, посреди фабрик и заводов.
Дело основали трое братьев – Василий, Дмитрий и Иван Носовы, в начале 19 века они были простыми ткачами. Тем не менее, накопили стартовый капитал, и в 1829 году открыли текстильную фабрику на окраине Москвы, в Семёновском, у Хапиловского пруда. Начинали с женских платков, потом – сукно для армии, большие объёмы ткани продавали на Кавказ, где из неё делали черкески. В 1880-е «Промышленно-торговым товариществом мануфактур братьев Носовых» управлял сын одного из братьев-основателей, Василий Дмитриевич Носов. У них имелся амбар-офис в Большом Черкасском переулке, магазин в Лубянском пассаже. Территория фабрики растянулась на половину длины Малой Семёновской улицы и вдоль берега речки Хапиловки. Работало в то время на ней больше 1000 человек.
Фабрика Носовых. На переднем плане — Малая Семёновская улица, по левому краю кадра — старый особняк Василия Дмитриевича Носова, правее его сад с фонтаном и оранжереями. Ещё правее начинаются фабричные корпуса. А перед ними по линии Малой Семёновской — ещё один сохранившийся особняк Носовых. Правее — плотина Хапиловского пруда, выводившая в то время к Суворовской улице. Все фабричные корпуса, расположенные слева от плотины, сохранились, те, что справа снесены. Сам Василий Дмитриевич жил здесь же, у фабрики. В 1872 году он купил участок на углу Лаврентьевской и Малой Семёновской улиц и построил собственный дом. Особняк рядом с фабрикой — типичная история для начала и середины 19 века, но даже на рубеже 20 века такое ещё бывало.
Купец Носов был женат на Клавдии Жучковой и у них родилось 7 детей – 6 дочек и один сын. Жена Носова очень рано умерла, и все семейные дела и забота о детях легли на плечи Василия Дмитриевича. Большинство детей не обрадовали его своим выбором женихов или невест. Лишь только дочка Вера, на радость отцу, вышла замуж за купеческого сына Алексея Александровича Бахрушина, коллекционера и основателя театрального музея. Дочь Екатерина вышла замуж за мелкопоместного дворянина Силина, отец не был в восторге. Варвара влюбилась в князя Александра Енгалычева, отец только через полтора месяца рыданий и упрашиваний своей дочери дал ей благословление. Купец Носов следовал патриархальным и консервативным купеческим традициям и считал, что его дети должны создавать семьи тоже только с купеческими детьми, из своего сословия. Дворяне уже не котировались. Сын Василий, вроде бы, выбрал себе дочку Павла Михайловича Рябушинского, купца и текстильного фабриканта. Но и тут отец был недоволен. Рябушинские считались скандальной семьёй, например, отец невесты, купец-старообрядец Павел Михайлович, развёлся со своей первой женой, и в 50 лет украл 18-летнюю невесту младшего брата, женившись на ней.
Василий Васильевич Носов в 1902 году женился на красавице Евфимии Павловне Рябушинской, и поселились молодые в доме отца Василия Дмитриевича на Введенской площади (нынешняя площадь Журавлева). Поначалу отец жил вместе с ними и со своей незамужней сестрой. Но потом что-то не заладилось, по одной версии Василий Васильевич не сошёлся характером с женой сына, по другой версии он просто не хотел мешать молодым. В 1903 году он решил построить себе отдельный новый дом, пригласив для работы архитектора Кекушева.
Первый проект был в стиле фахверк, дом предполагался каменным. Носову не очень понравилось, он попросил переделать проект, к тому же хотел дом построить как можно быстрее, в дереве. Второй проект тоже не устроил заказчика, и только третий был реализован. Дом построили в 1903 году за 10 месяцев.
Входим на территорию особняка с Электрозаводской улицы. Ворота в стиле модерн новые, подлинная ограда была утрачена в советское время.
Кекушев проявил себя мастером работы над деревом в этом особняке. Центральная секция веранды изначально не была застеклена.
Входим внутрь. На бывшей кухне сохранилась напольная метлахская плитка немецкого производства, фирмы Villeroy & Boch.
Это гостиная на первом этаже. Многие предметы мебели чудом сохранились, проектировал их сам Кекушев. Подлинные деревянные двери с витражными вставками. Потолок — простой, по принципу рационального модерна, тут нет безумных гнутых линий франко-бельгийского ар-нуво. В советское время в особняке разместился дом пионеров, это был его актовый зал. Сейчас — музыкальная гостиная.
Следующая комната — кабинет хозяина. Ещё один Амбрамцевский камин, а слева — пальто, в котором Носов ходил последние два года жизни. Люстра и настенные бра изначальные, только плафоны уже советские.Василий Дмитриевич до 1912 года управлял фабрикой и работал в этом кабинете. После революции особняк и фабрики отняли, но первое время Носов состоял в комитете по созданию текстильных фабрик. Дожил он до 1920 года. Бывшая Носовская фабрика с тех пор называлась «Освобождённый труд».
Купец Носов страстно увлекался охотой и рыбалкой, ездил охотиться в окрестности подмосковного имения Дорохово. Над дверью висят его ружьё и охотничий трофей. Вообще, Носов вёл здоровый образ жизни, до конца своих дней каждое утро обливался двумя вёдрами холодной воды, катался на лыжах, даже учредил в Сокольниках лыжное общество.
Все оконные рамы подлинные. Несмотря на то, что это 1903 год, расстекловка выглядит очень современно. Окно справа больше похоже на окна советских панельных домов, чем на дореволюционные.
Второй этаж — это женская половина дома. Помимо женской прислуги тут жила Августа — младшая дочь Василия Дмитриевича. Комната с очередным абрамцевским камином — кабинет Августы Носовой.
Вокруг особняка Носова теперь сплошные заводы и фабрики. С одной стороны — бывшая Носовская фабрика, а напротив — Электрозавод. Но, в 1903 году такого не было. Между особняком и фабрикой Носова умещался сад с гротом, фонтанами и оранжереями. Участок выходил прямо к речке Хапиловке, а на её другом берегу, на месте Электрозавода ещё оставался живописный луг. С балкона было видно Яузу, сквозь невысокие деревянные дома и сады напротив. Больше 10 лет Василий Дмитриевич наслаждался прекрасными видами, но в 1915 году бывшие луга выкупило товарищество Проводник, резиновое производство которого эвакуировали из Риги, по случаю первой Мировой войны. По проекту Клейна и Евланова был построен огромный заводской комплекс. Но уже через два года грянула революция и Носова выселили из собственного дома. В советские годы в здании бывшего «Проводника» разместился Электроламповый завод, к нему в 1926 году провели первую в Москве электрифицированную ветку железной дороги. Речку Хапиловку окончательно забрали в коллектор только в 1970-е годы, тогда же спустили и одноимённый с ней пруд.
В советское время в особняке Носовых находился пролетарский музей, детский сад, дом культуры и дом пионеров. Несмотря на всё это, интерьер на удивление хорошо сохранился. С конца 1980-х, и с перерывами до 2008 года шла реставрация. Сейчас дом занимает нотно-музыкальный отдел библиотеки молодёжи.
Данный особняк удалось посетить и всё сфотографировать несколько лет назад. Если вам понравилась статья, нажмите на палец вверх, подпишитесь на канал.