Найти тему

Разложение человека: Достоевский и бесы

Начало XXI века наполнено кризисом культурных ценностей и фундаментальных мировоззренческих истин. Наибольшие потери смыслов произошли в этике – в понимании блага, справедливости, честности, мужественности. Даже представления о добре оказались размытыми! Каждый имеет «свое мнение», а общекультурные представления исчезают. Люди не видят путей к объединению – общих интересов нет, а вечное смысложизненное отставлено в сторону, как устаревшее.

Называется это состояние – отчуждение. Знакомое слово? Сегодня его используют, обозначая утрату или передачу прав на собственность. Для К. Маркса и его последователей это «превращение деятельности человека и ее плодов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную, с превращением человека в объект манипуляций». Ситуация меняется, если всмотреться в раннее значение этого слова.

Русский толковый словарь XVIII века пишет, что отчуждение есть «утрата, недостаток чего-либо.  Целомудрия или Благовоздержности… бесчувственность, то есть всеконечное отчуждение от всякого услаждения», источником которого является Бог и Его великая сила объединять людей на пути их совершенствования в  их свободе. Не понимая этого, невозможно объяснить, почему и откуда приходит отчуждение и почему в обществе нарастает ощущение тревожности и потерянности, которое может быть преодолено только через преодоление отчуждения.

Преодоление отчуждения – не вопрос знания и науки, он не связан с материальными благами или заработком. Это – вопрос входа в ценностное пространство культуры, которое и является особой материей, связывающей человека с Богом, миром, историей и другим человеком. Это вопрос выхода на тот уровень постижения мира, где пребывают вечные ценности со-вместности и со-переживания мира: со-чувствие, со-гласие, со-весть, со-знание и другие, в становлении восходящие к высшему со-Бытию с Богом.

-2

Практически все вопросы, которые остро волнуют современного человека, были уже заданы и на них даже были получены ответы. Как пишет, например, К. Ясперс, многие из этих ответов были получены уже в Первое осевое время – примерно в IV-V веках до Рождества Христова. Уже христианство на вопросы о человеке, о природе его души и свободы, о пути человека дало исчерпывающие ответы, которые были (вместе с Богом) отвергнуты человеком в эпоху Нового времени, когда он пожелал – как старуха из сказки Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» - стать Богом или сверхчеловеком, уверовав в силу своего бедного разума и технического прогресса. Как говорится, за что боролись

Поэтому сегодня мы обращаемся к мыслителям, которые почти все знали про нас сегодняшних, предупреждая о том, что нам всем предстоит. Одним из таких величайших умов, думавших, прежде всего о русских людях, о России и ее предназначении, был Федор Михайлович Достоевский.

-3

Его творчество есть деятельная любовь и духовное творчество, обеспеченное этой любовью; оно раскрывает наше прошлое, настоящее и будущее.

Каждый текст Достоевского – подсказка, которой можно воспользоваться, чтобы преодолеть крушение культуры, страны и личности. Или… не воспользоваться – так Новое время, в особенности, финальная и самая бесчеловечная его идеология, постмодерн, видит подлинность свободы человека.

Наши сегодняшние оппоненты понимают значимость работ Достоевского, и предпочитают либо умалчивать о нем и его наследии, выводя Достоевского за границы современного мышления, либо прямо  запрещают проводить параллели между ним и нашей действительностью: пусть остается там, где был, – в сухих филологических исследованиях русской литературы XIX века, в кругу тех, чьи журналы уже никто, кроме них самих не читает.

Есть, однако, смысл самим заглядывать в книги Федора Михайловича, чтобы иметь возможность понимать не только важнейшие проблемы, вставшие перед его духом, но нашей отчужденности и жизни нашего современника.

Творчество Достоевского – глубокий источник, заключающий, прежде всего, поиск соотношения «Я» и Истины. Этот поиск ведут из текста в текст все главные герои и второстепенные персонажи. В образ человека, ищущего свет, ищущего подлинное, идеальное «Я», писатель вложил все оттенки размышлений на темы выхода к родовой свободе человека, стремления к целостности личности, внутреннему единству и соединению с Богом, миром и другим человеком.

Князь Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин, Раскольников, Ставрогин, Карамазовы несут тяготы острейшего противоречия между жаждой своеволия и показного индивидуализма, идущего вразрез с совершенством и гармонией Духа и жаждой этой самой гармонии ради целостности с миром и самим собой.

-4

Препятствием на пути всегда стоит деформированная часть «Я», уходящая от абсолютного согласия с Богом и отклоняющаяся от со-Бытия с Ним и миром, как пути к истинной свободе становления и снятию всех противоречий, и понимающая свое отклонение как особую свободу и право стать Богом в обход всех законов становления и замысла Отца, с неизменным переходом в злокачественное саморазрушение. И мы постигаем, сколь негативно относится Достоевский к внутреннему отдалению своих героев от этого ядра личности, от подлинной жизни души и Духа – божественной Истины.

-5

Для Федора Михайловича истина личности и культуры в каждом произведении – светлый лик Христа. Обособление, индивидуализм – уже есть патологическое невротическое состояние, одержимость, болезнь, «бесы». И эти внутренние демоны отражаются вовне – во внешнем виде героев, их поведении и поступках: пьянстве, обмане, склонности к насилию и убийству. Достоевский рисует сцены одержимого разгула всегда в темных тонах. От них веет потусторонним миром и страхом. Вспомните «Идиота» и день рождения Настасьи Филипповны, приезд Рогожина с цыганами – и свое напряжение, неловкость, стыд за происходящее и одержимых страстями присутствующих.

-6

Или праздник в «Бесах», который Достоевский описывает, как «безобразный кошмарный сон»: «Несколько десятков гуляк, а с ними даже несколько дам осталось в залах. Полиции никакой. Музыку не отпустили и уходивших музыкантов избили. К утру … пили без памяти, плясали камаринского без цензуры, комнаты изгадили, и только на рассвете часть этой ватаги … подоспела на догоравшее пожарище на новые беспорядки… Тем и кончилось празднество в пользу гувернанток нашей губернии».

В романе «Братья Карамазовы» используется похожее описание бесовского поведения – глава, в которой во время кутежа Мити Карамазова с Грушенькой «началась почти оргия, пир на весь мир», прямо называется «Бред». Другая сцена из этого же романа уже не о внешних «бесах», а о внутренних. Разговор с чертом Ивана Карамазова – пример обозначения проблемы «одержимости» души, наличия в Я болезненных структур личности: «Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак … ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны … моих мыслей и чувств … гадких и глупых». Этот уход от абсолютного «Я», по Достоевскому, влечет неминуемую смерть под бременем индивидуализма, самости и обособленности.

Произведение, в котором глубже всего Федор Михайлович анализирует тему кризиса личности, как распада души, конечно, «Бесы».

-7

На протяжении всего повествования происходят события, обращающие внимание читателя на тревожные симптомы внутреннего разлада, как главных героев, так и остальных персонажей.

Самая яркая сцена «литературной кадрили» - убогого карнавала, на котором люди выглядят смешно и жалко в своем притворстве, в использовании личин вместо лиц.

-8

И дело здесь не столько в том, какие именно образы и как представлены нам, зрителям, сколько в ощущении внутренней катастрофичности, болезненности, которое злокачественно поражает всех присутствующих. Достоевский ставит диагноз каждому в отдельности, обществу, культуре и времени – «одержимость».

-9

Что же такое, по мнению Достоевского, идеальное «Я», отклонение от которого делает его героев столь одержимыми, больными и несчастными? – Бог. Истинное «Я» человека отражает свет божественного идеального «Я», содержит ту самую родовую свободу – первоначальную, необходимую Истину. Истинное «Я» – душа человеческая. Сущность «Я», его истинность, таким образом, определена Богом, а действия и мысль вытекают из этой сущности. Поэтому Лик Христа у Достоевского – высшая истина, абсолютное «Я», которое способно объединить вокруг себя всех стремящихся к познанию себя в Боге и благодаря Ему.

-10

Одержимость персонажей любой книги писателя – всегда отклонение от света истины, от Бога. Так происходит и со многими сегодня…

Вернемся к «Бесам». Ставрогин в начале романа приходит к нам с настоящим лицом, которое, как мы узнаем в дальнейшем, он бесконечно трансформирует. К каждому, с кем сталкивается этот герой, он прилагает особый ключ, особого «беса» - личину, учитывающую специфику конкретной ситуации, особенности души Другого, на которого должна была подействовать ставрогинская одержимость.

-11

Поэтому каждый персонаж мечтает вновь увидеть героя «прежним», каким он был именно для него. Тем самым Достоевский указывает на то, что в каждом из нас, к сожалению, спрятано то, что может дать отклик искусителю.

Реальное «Я» Ставрогина, которое однажды замечают все, совсем не нравится никому, так как все интуитивно чувствуют в нем призрак тления души. Абсолютный и равнодушный ироник становится тотальным разрушителем внутреннего мира и Света – бесы навсегда изменяют его личность. Подлинное «Я» оказывается скрытым, порабощенным и разорванным на личины. В этом конфликте «бесов» и подлинного человеческого «Я» именно тьма одерживала свою будущую полную победу.

-12

Таким образом, Ф.М. Достоевский очерчивая проблему конфликта подлинного и идеального Я, подсказывает путь выхода из кризиса: через самопознание, через возможность видеть целое, чувствовать гармонию мира приводить в согласие свою душу с идеальным «Я», с Высшей Благодатью Бога.

Великий писатель на примере осмысления судеб своих героев акцентирует опасность «маскарада» души – заигрываний с «Я», бесов, уводящих от Истины. Примеряя «лица», говорит Федор Михайлович из страницы в страницу, мы теряем душу свою, и, тем самым, делаем приход «бесов» реальной, осязаемой катастрофой – уже не только для себя, но и для Других. Приметы апокалиптического «маскарада» уже есть в современности – фейковые «лица» и лживые мнения в социальных сетях, агрессия, цинизм и равнодушие в живой действительности…

Все тексты Достоевского – это глубокое постижение человека и его Духа, в них – вечная суть фундаментальных проблем: отношения человека к Богу, миру, Другому и к собственному «Я». Многие противоречия дня сегодняшнего Федор Михайлович не только предсказал, но и вскрыл их в характерах и судьбах своих героев. И в этих предвидениях – мощь великого русского писателя, к которой мы должны обратиться сегодня, чтобы не потерять себя, не остаться наедине с «бесами» постмодерна.

-13

Эта страшная эпоха Нового времени, эпоха разложения человеческого Духа, в постмодерне пришла к своему финалу и отрицанию всего, что веками составляло восходящую жизнь Духа – культуры, вечных ценностей, моральных абсолютов, традиций, понятий добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного, к отрицанию всех бывших и ныне существующих национальных, философских, религиозных, этических и даже научных систем.

Важно, что мы теперь знаем саму природу отчуждения. И она никак не связана ни с материальными факторами, ни со сменой «экономических формаций». Отчуждение – внутри человека. Как и преодоление его. Как и любовь. И в этом преодолении сегодня совершенно неоценима роль русской культуры – в том числе, конечно, Ф. Достоевского. Не зря ведь О. Шпенглер писал в «Закате Европы», что «каждый русский есть часть Достоевского». Он хорошо понимал в таких вещах. Мы же должны понять это так: Достоевский есть составная часть нашего российского «МЫ», от восстановления которого зависит будущее – далеко не только самой России.