Найти в Дзене
КОСТИН ВЛАДИМИР

Фотоаппарат Зенит-4.

Зени́т-4 — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным залинзовым затвором и сменными объективами, выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год на Красногорском механическом заводе. Первый зеркальный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром, впервые в СССР поддерживающим полуавтоматическое управление экспозицией. Базовая модель одноимённого семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», и «Зенит-6». 
«Зенит-6» штатно комплектовался первым советским фотозумом «Рубин-1Ц». Ещё один фотоаппарат этой линейки под названием «Зенит-11» был прототипом «Зенит-4» без экспонометра. Серийно камера не выпускалась, и впоследствии этот индекс присвоен совершенно другой модели.
Зени́т-4 — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным залинзовым затвором и сменными объективами, выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год на Красногорском механическом заводе. Первый зеркальный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром, впервые в СССР поддерживающим полуавтоматическое управление экспозицией. Базовая модель одноимённого семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», и «Зенит-6». «Зенит-6» штатно комплектовался первым советским фотозумом «Рубин-1Ц». Ещё один фотоаппарат этой линейки под названием «Зенит-11» был прототипом «Зенит-4» без экспонометра. Серийно камера не выпускалась, и впоследствии этот индекс присвоен совершенно другой модели.

Историческая справка

К началу 1950-х годов резервы совершенствования шторного затвора считались исчерпанными, и конструкторы стали отказываться от него в пользу лепесткового. Последний был лишён таких недостатков, как роллинг-шаттер и неравномерность экспозиции вдоль кадра из-за разгона шторок. Тенденция ускорилась распространением электронных фотовспышек, с которыми центральный затвор синхронизируется на любых выдержках. Дополнительным фактором стало удобство механической реализации модного в те годы принципа световых чисел. Первыми идею установки лепесткового затвора в однообъективную «зеркалку» реализовали западногерманские инженеры в попытке перехватить инициативу у японских конкурентов. 
Contaflex, выпущенный в 1953 году, был хорошо встречен фотолюбителями и быстро стал предметом многочисленных подражаний. В следующих моделях 1956 года появилась возможность замены передней половины объектива, расположенной перед междулинзовым затвором. Фотоаппарат и всё семейство «Зенит-4» созданы в русле другой немецкой тенденции, реализованной фирмами Voigtländer и Futura. Объективы этих фотоаппаратов располагались перед залинзовым центральным затвором и менялись целиком. Группа разработчиков под руководством Григория Дорского взяла за основу камеру Bessamatic и оптическую конструкцию её объективов. Основные принципиальные решения заимствованы у немецкого аналога, но в целом фотоаппарат оригинален и по ряду возможностей даже превосходит прототип.

От «Бессаматика» унаследован популярный в те годы «байонет Декеля» DKL, хотя его рабочий отрезок и был удлинён с 44,7 до 47,58 миллиметров. Узел такого байонета кроме крепления объектива включал также сам затвор и приводы управления прыгающей диафрагмой. Благодаря сложным зубчатым передачам, кольца выдержек затвора и диафрагмы объектива связаны с экспонометром и друг с другом, образуя суммирующее устройство выбора наиболее выгодной экспопары при механической автоматизации соблюдения закона взаимозаместимости. Относительное положение колец выдержки и диафрагмы синхронизировано, обеспечивая постоянное соответствие сочетаний обоих параметров выбранному экспозиционному числу. В 1965 году к производству подготовлена линейка сменных объективов серии «Ц» с прыгающей диафрагмой, специально разработанных в ГОИ для камер с залинзовым затвором.
К началу 1950-х годов резервы совершенствования шторного затвора считались исчерпанными, и конструкторы стали отказываться от него в пользу лепесткового. Последний был лишён таких недостатков, как роллинг-шаттер и неравномерность экспозиции вдоль кадра из-за разгона шторок. Тенденция ускорилась распространением электронных фотовспышек, с которыми центральный затвор синхронизируется на любых выдержках. Дополнительным фактором стало удобство механической реализации модного в те годы принципа световых чисел. Первыми идею установки лепесткового затвора в однообъективную «зеркалку» реализовали западногерманские инженеры в попытке перехватить инициативу у японских конкурентов. Contaflex, выпущенный в 1953 году, был хорошо встречен фотолюбителями и быстро стал предметом многочисленных подражаний. В следующих моделях 1956 года появилась возможность замены передней половины объектива, расположенной перед междулинзовым затвором. Фотоаппарат и всё семейство «Зенит-4» созданы в русле другой немецкой тенденции, реализованной фирмами Voigtländer и Futura. Объективы этих фотоаппаратов располагались перед залинзовым центральным затвором и менялись целиком. Группа разработчиков под руководством Григория Дорского взяла за основу камеру Bessamatic и оптическую конструкцию её объективов. Основные принципиальные решения заимствованы у немецкого аналога, но в целом фотоаппарат оригинален и по ряду возможностей даже превосходит прототип. От «Бессаматика» унаследован популярный в те годы «байонет Декеля» DKL, хотя его рабочий отрезок и был удлинён с 44,7 до 47,58 миллиметров. Узел такого байонета кроме крепления объектива включал также сам затвор и приводы управления прыгающей диафрагмой. Благодаря сложным зубчатым передачам, кольца выдержек затвора и диафрагмы объектива связаны с экспонометром и друг с другом, образуя суммирующее устройство выбора наиболее выгодной экспопары при механической автоматизации соблюдения закона взаимозаместимости. Относительное положение колец выдержки и диафрагмы синхронизировано, обеспечивая постоянное соответствие сочетаний обоих параметров выбранному экспозиционному числу. В 1965 году к производству подготовлена линейка сменных объективов серии «Ц» с прыгающей диафрагмой, специально разработанных в ГОИ для камер с залинзовым затвором.
К моменту выхода советского семейства «Зенит-4», большинство производителей убедились в том, что недостатки залинзового затвора неустранимы и сводят на нет основные преимущества однообъективного зеркального фотоаппарата. Главной проблемой оказалось серьёзное ограничение светосилы и диапазона фокусных расстояний сменной оптики из-за риска виньетирования на коротких выдержках. Абсолютно равномерную экспозицию по всему кадру способны обеспечить только апертурные затворы, установленные между линз вплотную к диафрагме. Но такое расположение исключает замену объектива отдельно от затвора. Поэтому, как и у большинства иностранных 35-мм аналогов, затвор «Зенита-4» размещён сразу за последней линзой объектива. Для уменьшения виньетирования затвором вся сменная оптика конструировалась специально: её выходной зрачок рассчитывался предельно малым, снижая доступную светосилу. Недопустимость большого зазора между задней линзой и затвором ограничивала выдвижение объектива, и даже штатная «Вега-3Ц» из-за этого не фокусировалась ближе 1 метра, исключая съёмку крупных планов. По той же причине макросъёмка оказалась возможной только с насадочными линзами. Внедрение зеркала постоянного визирования в камерах с центральным затвором оказалось затруднительным из-за особенностей их механики. В результате, фотоаппарат превосходил более простые и надёжные дальномерные камеры только отсутствием параллакса видоискателя, утратив все остальные преимущества «зеркалки». Как и иностранные аналоги, «Зениты» с центральным затвором оказались в несколько раз сложнее, чем обычные зеркальные фотоаппараты, и гораздо чаще ломались. Вместе со сложностью выросла и цена: «Зенит-4» продавался за 250 рублей, вдвое дороже своего высококлассного предшественника «Старт» с фокальным затвором. При этом, сменные объективы, как и адаптер для оптики от резьбовых «Зенитов», промышленностью так и не были освоены. Поэтому выпуск самой массовой 4-й модели ограничился тиражом всего 19 740 штук.
В 1968 году вся линейка снята с производства, а вместо неё начали выпускать более перспективный «Зенит-7» со скоростным фокальным затвором. В дальнейшем КМЗ больше не возвращался к центральному затвору в зеркальных фотоаппаратах. Совершенствование малоформатных «зеркалок» во всём мире пошло по пути внедрения появившегося в 1960 году в Японии ламельного затвора с высоким световым КПД. Использование центрального затвора оказалось оправданным только при его установке между линзами в каждый сменный объектив. Такой принцип, хорошо зарекомендовавший себя ещё в пресс-камерах, получил развитие в более дорогой среднеформатной зеркальной аппаратуре, например Hasselblad и Mamiya.
К моменту выхода советского семейства «Зенит-4», большинство производителей убедились в том, что недостатки залинзового затвора неустранимы и сводят на нет основные преимущества однообъективного зеркального фотоаппарата. Главной проблемой оказалось серьёзное ограничение светосилы и диапазона фокусных расстояний сменной оптики из-за риска виньетирования на коротких выдержках. Абсолютно равномерную экспозицию по всему кадру способны обеспечить только апертурные затворы, установленные между линз вплотную к диафрагме. Но такое расположение исключает замену объектива отдельно от затвора. Поэтому, как и у большинства иностранных 35-мм аналогов, затвор «Зенита-4» размещён сразу за последней линзой объектива. Для уменьшения виньетирования затвором вся сменная оптика конструировалась специально: её выходной зрачок рассчитывался предельно малым, снижая доступную светосилу. Недопустимость большого зазора между задней линзой и затвором ограничивала выдвижение объектива, и даже штатная «Вега-3Ц» из-за этого не фокусировалась ближе 1 метра, исключая съёмку крупных планов. По той же причине макросъёмка оказалась возможной только с насадочными линзами. Внедрение зеркала постоянного визирования в камерах с центральным затвором оказалось затруднительным из-за особенностей их механики. В результате, фотоаппарат превосходил более простые и надёжные дальномерные камеры только отсутствием параллакса видоискателя, утратив все остальные преимущества «зеркалки». Как и иностранные аналоги, «Зениты» с центральным затвором оказались в несколько раз сложнее, чем обычные зеркальные фотоаппараты, и гораздо чаще ломались. Вместе со сложностью выросла и цена: «Зенит-4» продавался за 250 рублей, вдвое дороже своего высококлассного предшественника «Старт» с фокальным затвором. При этом, сменные объективы, как и адаптер для оптики от резьбовых «Зенитов», промышленностью так и не были освоены. Поэтому выпуск самой массовой 4-й модели ограничился тиражом всего 19 740 штук. В 1968 году вся линейка снята с производства, а вместо неё начали выпускать более перспективный «Зенит-7» со скоростным фокальным затвором. В дальнейшем КМЗ больше не возвращался к центральному затвору в зеркальных фотоаппаратах. Совершенствование малоформатных «зеркалок» во всём мире пошло по пути внедрения появившегося в 1960 году в Японии ламельного затвора с высоким световым КПД. Использование центрального затвора оказалось оправданным только при его установке между линзами в каждый сменный объектив. Такой принцип, хорошо зарекомендовавший себя ещё в пресс-камерах, получил развитие в более дорогой среднеформатной зеркальной аппаратуре, например Hasselblad и Mamiya.