Что приходит на ум, когда думаешь о современной архитектуре? Высотные здания из стекла и металла, с ультрасовременным дизайном и умопомрачительным функционалом. И во многом так и есть. Однако есть и такие образцы, которые вызывают удивление даже у искушенных в этом плане жителей мегаполисов, не говоря уж о людях из провинции.
Архитектура этих зданий настолько необычна и смела одновременно, что пребываешь в легком культурном шоке при взгляде на них. Кто-то, например, строит дом из… дверей, а кто-то в прямом смысле кривой или каменный дом. Мы уже не говорим о небоскребах всевозможных конфигураций.
Впрочем, люди во все времена стремились выделиться чем-то на фоне других. И сейчас, с современными технологиями и материалами, для этого есть все возможности.
Музей Гуггенхайма
Задуманный как мекка современного искусства Музей Гуггенхайма в Бильбао за два десятка лет существования превратился в мекку туристическую. Во-первых, здание, авангардная архитектура которого одним напоминает рыбу, другим — корабль, а третьим — цветок, давно включено в списки must-see для всех гостей Испании, решивших посетить и Страну басков.
Во-вторых, музей пополняет коллекцию за счет имен, известных не только ценителям современного искусства, но и более широкой аудитории. Например, тут есть работы Энди Уорхола и Йоко Оно. В-третьих, в последние годы на временных выставках здесь можно увидеть произведения, созданные задолго до XX века. В частности, в «нулевых» тут выставлялись рисунки Микеланджело, шедевры из Санкт-Петербургского Эрмитажа, гравюры Дюрера.
Оставаясь филиалом Музея современного искусства, созданного в Нью-Йорке промышленником и меценатом Соломоном Гуггенхаймом, музей в Бильбао обрастает такими формами взаимодействия с аудиторией, которые позволяют привлечь как можно больше посетителей. Так что здесь будет интересно не только знатокам современного искусства, но и туристам, желающим разнообразить впечатления от посещения Испании.
Постоянная коллекция Музея Гуггенхайма в Бильбао формируется из работ как местных, так и зарубежных авторов. Периодически выставляются произведения искусства, «прописанные» в Нью-Йоркском музее Гуггенхайма. Картины и скульптур здесь немного — акцент в отборе выставочных объектов делается на инсталляции и цифровые аудиовизуальные работы.
Имеется ряд экспонатов, которые составляют ядро постоянной экспозиции и тесно ассоциируются с музеем даже у тех, кто в нем не бывал. Среди них фигура гигантской паучихи — скульптура «Мама» авторства Луизы Буржуа. Это один из экземпляров серии «Пауки», за которую в 1999 году французская и американская художница получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале. В необычном образе Буржуа стремилась передать не страх и неприятие, а чувство защищенности, происходящее от взаимодействия с терпеливой и заботливой, «обертывающей» матерью.
Другой известный экспонат — 12-метровый «Щенок» Джеффа Кунса, представителя течения нео-поп, возникшего как реакция на концептуализм. В Музее Гуггенхайма есть и другие его работы, в частности, композиция «Тюльпаны».
Инновационный жилой комплекс Reversible-Destiny Lofts
Придумали и построили оригинальный и яркий жилой девятиквартирный комплекс – художник, дизайнер и архитектор Сусаку Аракава (Shusaku Arakawa) и поэт Маделин Джинс (Madeline Gins).
В 2002–2006 году возведен в японском городе Митаке и сразу стал местной (и не только) достопримечательностью.
В доме, построенном из бетонных блоков, практически нет повторяющихся объемов. Разноуровневые и разнофактурные полы не прерогатива каждой отдельной квартиры, а особенность каждой комнаты. Стены окрашены в яркие, а иногда и ярчайшие цвета: розовый, желтый, красный, голубой и синий сменяют друг друга иногда на протяжении одной стены. Кстати, сами стены на только неровные, но и достаточно неординарные по форме.
Но, несмотря на вопиющую нестандартность, комплекс производит впечатление полной гармонии. По словам Аракавы: «Выбор такого дома – вызов самим себе. Люди, особенно старики, не должны расслабляться и бездельничать. Они должны находиться в среде, которая стимулирует их чувства, подбадривает, поощряет жить дальше». И действительно, все в квартирах нацелено на то, чтобы добрые хозяева были в постоянном напряжении и не ослабляли своего внимания ни на секунду. «Вы будете учиться понимать эту квартиру, – говорит Аракава. – Она заставляет находиться в постоянной готовности и пробуждает инстинкты. Таким образом, вы будете жить лучше, дольше и даже вечно».
Парк развлечений Ferrari World
Недавно в Абу-Даби, столице ОАЭ, открыли парк развлечений Ferrari World. В Эмирах любят все самое-самое, и парк Феррари не стал исключением. Ferrari World - самый большой крытый парк развлечений в мире, его площадь 86 000 кв. м. На крыше парка расположен самый большой в мире логотип Феррари, его длина 65 метров, а площадь 3000 квадратных метров. В парке располагается самый быстрый в мире аттракцион - Formula Rossa - максимальная скорость составит 240 километров в час, а разгоняются вагонетки до нее всего за 4,9 секунды (за 2 секунды от 0 до 100 км/час). Про такие мелочи, как самая большая в мире металлическая пространственная конструкция, состоящая из 172 000 элементов, и из металла которой можно построить 2 Эйфелевы башни, можно и не говорить. К сожалению, в погоне за "самым-самым" владельцы парка забыли про его основное предназначение - как парк развлечений он не дотягивает до провинциальных американских аттракционов.
Для начала посмотрим на спутниковые снимки. Красную обтекающую крышу развлекательного комплекса, выполненную в форме трех лепестков, украшает логотип Ferrari. Это самый большой логотип бренда, который когда либо был создан за всю историю.
Придуманный и разработанный всемирно известным архитектурным бюро Benoy дизайн тематического парка Ferrary World был вдохновлен двойным изгибом бокового профиля Ferrari GT. Высота комплекса составляет 50 метров а периметр крыши превышает 2200 метров. 12,370 тонн стали ушло на поддержание конструкции, охватывающей площадь в 200,000 квадратных метров. В качестве материалов были использованы сталь и стекло, главной задачей при проектировании крыши и подборе материалов была защита конструкции от нагревания при попадании солнечных лучей.
Кубические здания
«Кубический дом» в Роттердаме относится к самым ярким достопримечательностям города. Если сюда прийти — то становится понятно, почему: поднятые над землей и перевернутые под странным углом дома-кубики на опорах до сих пор выглядят авангардно.
Идея проекта возникла в начале 70-х. Принадлежала она местной городской администрации и состояла в том, чтобы заполнить мост над большой транспортной магистралью жилыми зданиями, которые будут использоваться как муниципальное жилье. Заказ получил архитектор Пит Блом, и, по его идее, должна была получиться «деревня из хижин на деревьях». Хижины на деревьях строили во многих частях мира, а вот сделать это все по современным технологиям, объединить в целый воздушный поселок и повернуть здания под углом к земле придумал именно Блом. Планировалось создать 55 домов, школу, несколько магазинов и еще некоторые коммуникации, стройку начали в 1982 г., но проект так и не был закончен — возвели всего 38 домов.
Выглядит такой дом как куб, поднятый на высокую опору и развернутый под углом в 54 градуса так, чтобы три стороны куба были обращены к земле и три — к небу. В основе конструкции кубов — деревянный каркас и цемент. Опоры имеют в плане форму шестиугольников, и они полые — в них подъемы. На уровне земли устроены детская площадка, школа и магазины, на втором уровне — прогулочный променад, а выше — собственно жилые кубы. Все они соединены друг с другом в единый жилой комплекс, который частично повторяет форму моста (того, который, как вы помните, исходно и надо было заполнить постройками), а частично — образует дополнительный элемент (вид на комплекс сверху очень узнаваем, это одна из визитных карточек Роттердама).
Внутри — стены и потолки под углом, авангардный дизайн и довольно много впустую пропадающей площади (из-за специфической формы — есть комнаты в форме пирамиды, треугольные и т. д.). Каждый куб — это отдельная квартира, разделенная на три этажа: на первом (он треугольной формы) — гостиная и кухня, на втором — спальни и санузел, а на третьем (он в форме трехгранной пирамиды с окнами на все три стороны) — кабинет, детская или просто площадка для отдыха с потрясающим видом на город.
Солнечная печь
На юге Франции среди живописных холмов и полей с ароматными травами стоит огромное сооружение — Одейлийская солнечная печь. Более 9,5 тысяч зеркал блестит и переливается на солнце, а все сооружение выглядит как декорация к научно-фантастическому фильму. Этот научно-исследовательский центр существует здесь уже более 50 лет и способен приумножить энергию солнца в 10 000 раз. Но для чего понадобилось столь масштабное и дорогостоящее сооружение, неужели нельзя было обойтись лабораторией и другими источниками энергии?
Одейлийская солнечная печь расположена в Пиренейских горах, в департаменте Восточные Пиренеи. Здесь очень редко бывают облака и осадки, поэтому солнца в этом регионе очень много — до 3 500 часов в год. По этой причине место было признано подходящим для сооружения огромной солнечной печи.
Одейлийская солнечная печь — это 9 600 зеркал, объединенных в 63 блока, которые могут поворачиваться и направляться в нужную сторону, для того чтобы поймать максимальное количество солнечных лучей. Благодаря отражению и фокусированию в одной точке эта солнечная печь способна аккумулировать энергию почти 10 тысяч солнц! В результате этого достигается колоссальная температура. В считанные секунды можно нагреть исследуемый объект до 3 500ºС! Это очень много и очень быстро. К тому же здесь нет никаких примесей и посторонних веществ, как это бывает при получении столь высоких температур при помощи других источников энергии.
Библиотека в Канзас Сити
Библиотека в Канзас Сити, штат Миссури, США, расположена на одной из центральных улиц города и является одной из его главных достопримечательностей. Все дело в уникальной архитектуре здания, выполненного в виде книжной полки. Благодаря такой необычной изюминке Канзас Сити на сегодняшний день превратился в популярный среди туристов мегаполис.
Публичная библиотека Канзас Сити была открыта в 1873 году и изначально располагалась совсем в другом здании, далеко от центра. Со временем число ее посетителей росло, и властями города было принято решение перенести ее в более просторное помещение. В 2000 году для этих целей был выбран шикарный особняк, который ранее служил национальным банком. Это здание и до реконструкции отличалось красотой. Его фасад был украшен разнообразной лепкой и мраморными колоннами. С 2002 года начались работы. На воплощение проекта в жизнь было потрачено более 50 миллионов долларов, эти средства были собраны с помощью благотворительности, а оставшаяся сумма взята из налоговых взносов жителей города. Изначально было задумано сохранить уникальность архитектуры здания, т.к особняк был довольно старый, его постройка датируется 1904 годом. В нем переплетались разные эпохи, и терять этот шарм архитекторы не хотели.
В 2004 году библиотека приняла первых посетителей, а через 2 года здание было дополнено парковкой. Собственно, именно парковка послужила поводом для создания такого необычного фасада. Архитектором было дано задание – придумать что-то необычное и красивое для того, чтобы скрыть от глаз прохожих территорию парковки. Так и появилась на свет идея «гигантской книжной полки».
Дома НЛО
На севере острова Тайвань было загадочное место, которое как магнит привлекало любителей всего инопланетного. Название его - Sanzhi Pod, но путешественники называли его город-НЛО, из-за необычных домов построенных здесь.
Таинственный город Sanzhi Pod, или дома-НЛО (названные так благодаря своей форме), был заброшенным курортным комплексом в Тайване. Он предназначался для отдыха американских военнослужащих, проходящих службу в Восточной Азии.
Первоначальная идея создания комплекса домов – летающих тарелок принадлежит служащему компании Sanjhih Township plastics, занимающейся производством пластмасс, Ю-Ко Джоу. Первое разрешение на строительство было получено в 1978 году. Дизайн домов разработал архитектор из Финляндии Мэтти Суронен. Однако уже в 1980 году строительство приостановилось в связи с банкротством Ю-Джоу.
Город Sanzhi Pod был заброшен спустя 2 года после начала строительства. Он пребывал в забвении 28 лет, после чего его все же решено было снести. По сей день он известен как загадочные «руины будущего».
Впоследствии все попытки возобновить проект не увенчались успехом. Также во время возведения комплекса произошло несколько несчастных случаев. Суеверные люди тут же поспешили приписать их на счет Китайского Дракона, который активизировался во время строительства. Многие чувствовали, что в этом месте живут привидения. В результате стройку забросили, оставив незавершенной, и вскоре это место превратилось в город-призрак.