История троллейбусного маршрута №2 в Саратове началась в 1954 году, когда по тренду того времени, он был придуман на замену трамваю маршрута №6. И, конечно, благодаря перепрофилированию завода им.Урицкого в Энгельсе на троллейбусное производство.
О том, как видоизменялся маршрут довольно мало информации, как в официальных книгах об истории саратовского горэлектортранспорта (всех четырёх), так и в Википедии. Порой она противоречива. Что самое главное, противоречива воспоминаниям старожилов и публикациям саратовских газет.
Пост не претендует на историческую достоверность, являясь попыткой систематизации информации из разных источников, порой противоречащих друг другу. Любые дополнения и исправления приветствуются!
17 августа 1953 года начались работы по благоустройству проспекта Кирова, в числе которых производился съём трамвайных путей с последующей заменой их на троллейбусную линию. С этой даты на замену трамваю были пущены автобусы (с 6:30 до 2:00) и грузовые такси.
Апрель 1954 года – продолжаются работы по строительству троллейбусной линии маршрута №2 – укладывается мостовая на Университетской и Михайловской (ныне Вавилова) улицах. Трамвайный путь на Михайловской переносится на её центр. Рабочие обязались сдать линию к 1 мая.
1 мая 1954 года был открыт троллейбусный маршрут №2. Сначала по маршруту от железнодорожного вокзала ходили «лобастые желто-синие троллейбусы» МТБ-82 и маршрут отличался от трамвайного.
Троллейбусная линия 2-го маршрута пролегала по современным улицам Большой Казачьей - Университетской - Вавилова - площадь Кирова - проспект Кирова - Волжская - кольцо: Комсомольская - Григорьева - Некрасова и обратно.
Менее чем через год (18 апреля 1955 года) его продлили по Волжской к Октябрьской, где он делал оборотный круг по Князевскому переулку до Лермонтова и возвращался на Волжскую.
Конечная была у особняка Дашковского (ресторан Soho).
Зимой троллейбус не доходил до Волги и оборачивался по старому кольцу Комсомольская \Революционная\Некрасова. Как писали в газетах, «крутой заснеженный подъём по Октябрьской улице был жёлто-синим работягам не под силу».
Потом на маршруты вышли современные ЗиУ-5 и маршрут заработал в полную силу.
Оборотное кольцо по Революционной-Некрасова оставалось для служебного использования как минимум до 1972 года.
Потом началось строительство дома № 38/40 по Некрасова, улицу закрыли забором, стрелки демонтировали.
Мало кто помнит, почему троллейбус ходил именно к Октябрьской. Именно на спуске от конечной 2-го маршрута тогда располагался старый деревянный речной вокзал.
Было запланировано строительство и открытие нового речного вокзала и логичное продление 2-го троллейбусного маршрута к нему. Для этого от Лермонтова была навешена контактная сеть по улицам: Лермонтова – Обуховский переулок – Набережная Космонавтов – Московская - обратно на Лермонтова. Эта контактная сеть встречается на многих фотографиях и давно стала причиной легенд и загадок Саратова. Как было бы удивительно прокатиться на троллейбусе по набережной с панорамным видом на Волгу.
Но сроки строительства были передвинуты, а провода были протянуты ещё в 1962-м. Пока не найдено ни одной фотографии, где был бы троллейбус на этом участке трассы, только провода. Наверное это неудивительно, потому что одно время провода упирались в забор стройки речного вокзала, где, должна была расположиться и его диспетчерская. Планировали разместить её прямо в здании вокзала, потом был вариант размещения в здании речного училища (на этом месте сейчас "Словакия").
При строительстве дома на Обуховском взвозе с адресом Лермонтова, 20, появилось новое препятствие.
Говорят, что во время строительства провода были порваны и эту трассу решили не восстанавливать, демонтировав провода в 1972 году.
1 марта 1972 года на 2-м маршруте впервые на улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы новой трёхдверной модели энгельсского завода ЗиУ-9.
До этого момента на этом маршруте испытывали все экспериментальные модели завода им.Урицкого: ТБУ-1, первый ЗиУ-5, экспериментальные ЗиУ-9 и ЗиУ-9А с разной шириной кузова, предсерийный ЗиУ-9 , ЗиУ-9 установочной партии.
Вот ЗиУ-9 на конечной.
Вот на проспекте Кирова.
А вот на площади Чернышевского.
Перед переводом проспекта Кирова в пешеходную зону, троллейбус решили переносить на параллельную улицу - Сакко и Ванцетти. Первые кронштейны появились на улице осенью 1980 года, к лету 1981 года контактная сеть была навешана уже на всём протяжении, но начались традиционные для Саратова раскопки улиц, провода были оборваны и восстановлены лишь к июлю 1982 года.
20.08.1982 из-за перевода проспекта Кирова в пешеходную зону маршрут №2 начал ходить по Сакко и Ванцетти.
В газетах анонсировались планы по сносу углового здания с хозрасчётной поликлиникой на Сакко и Ванцетти/Чапаева, для того, чтобы водителям троллейбусов не приходилось "кружить" от Вавилова по Рахова - Советской - Чапаева, чтобы доехать до Сакко и Ванцетти, пересекая многочисленные трамвайные линии. Это даст возможность пустить троллейбус по Вавилова через Мирный переулок с выходом на Сакко и Ванцетти (ныне Люкшина). Как вы понимаете, планы не были реализованы.
С образованием пешеходной зоны все мероприятия с Театральной площади переехали на Проспект. На время проведения мероприятий придумали временную схему движения маршрута: весной 1984 года была навешена контактная сеть на улице Горького от Мичурина до Чернышевского. Линия соединялась в одну стрелками с 3-м маршрутом.
На повороте с Сакко и Ванцетти на Горького и на Горького - Мичурина в дни мероприятий/ярмарок и.т.д. на несколько дней провода перетягивали и навешивали стрелки.
В феврале 1985 года от улицы Чернышевского навешиваются провода для двойки, поворачивающие на улицу Григорьева (тогда Революционную) - Лермонтова - Обуховский переулок. К концу апреля навешивают вторые линии по Чернышевского от Октябрьской, объединяя таким образом спуск по Октябрьской с новым кольцом-конечной "двойки" и они пошли по новому маршруту.
До конца февраля-начала марта 1986 года "Двойка" так и ходила по Волжской, а через Горького её пускали лишь во время ярмарок.
Те троллейбусы, что спускались по Горького и вливались в линию 4-го маршрута вручную переставляли штанги на Чернышевского, чтобы выходить на новую конечную.
К началу марта 1986 года навесили стрелку на Чернышевского перед Революционной. От неё провода поворачивали отдельной линией до Лермонтова, где сходились с проводами обычной "двойки". В обратную сторону было аж два пересечения при возврате на Чернышевского, потом провода повесили "умнее".
И следующие два месяца троллейбус ходил по "ярмарочной схеме". До 30 апреля были смонтированы новые линии: по Соборной (Коммунарной), пр. Котовского, Некрасова, Григорьева, демонтировали контактную сеть по Волжской - Октябрьской, сделали вторую линию по Лермонтова (разделили 2 от будущего 2а) и обратную линию по Горького, разделив провода маршрутов 3 и будущего 2а.
30 апреля 1986 года троллейбус №2 окончательно переносят с Волжской на Соборную - Григорьева. Газета «Коммунист» тогда сообщала: «В канун Первомая троллейбусы маршрута №2 пошли по изменённой схеме. Это вызвано реконструкцией улиц Волжской и Октябрьской в пешеходную зону».
Троллейбусы со спуска по Октябрьской убрали, снесли ветхие дома, чтобы сделать спуск шире, установили светильники-шары - «золотые огни Саратова», открыли фонтан «Каскад», установили памятник Константину Федину. Однако полноценно пешеходными эти улицы так и не стали…. Всё что было сделано: сузили проезжую часть и расширили тротуары.
А когда-то "временная трасса" настолько полюбилась пассажирам, что с этого же времени стала новым постоянным маршрутом №2А (от Сакко и Ванцетти по Горького - Чернышевского - Григорьева - Лермонтова - Обуховский).
В конце лета 1987 года по улице Лермонтова была протянута временная линия от навешенной стрелки напротив диспетчерской 2 и 2А для объезда раскопок на Чернышевского до Музейной площади. На Чернышевского тогда меняли теплотрассу между Московской и Первомайской оставив одну полосу для троллейбуса. 4-й маршрут временно ходил по Лермонтова до конца осени 1988 года. 2 и 2а тоже ездили по этой трассе некоторое время.
В 1990-м году меняли теплотрассу на Лермонтова. 2А стал оборачиваться через Музейную, 2-й маршрут сначала ходил старой трассой, потом то же (недолго) стал оборачиваться через Музейную. Потом протянули временную линию по Нескучному переулку, т.к. разворотили перекрёсток Революционная/ Лермонтова. Тогда в газетах, предлагали сделать маршрут 2А до Музейной постоянным.
Но осенью контактную сеть восстановили по прежней схеме. И всё троллейбусы вернулись на свои места (2а позже).
5 мая 1991 года на время строительства дома ЖСК «Эталон» и, возможно, ЖСК «Гелиос» открыта временная линия по Нескучному переулку (вместо улицы Григорьева) - от улицы Чернышевского до улицы Лермонтова.
Троллейбусы маршрута №2 и 2А теперь поворачивают чуть дальше, чем изначально.
Но нет ничего временного, как говорится. Дом строили очень долго, поэтому по узкому Нескучному переулку троллейбусы спускались, уворачиваясь от строительных заборов ещё 10 лет.
Лишь где-то в 2001-м контактную сеть по Григорьева восстановили и тогда троллейбусы 2 и 2а получили единую конечную - "улица Лермонтова".
1 сентября 1999 года трасса «двоек» снова была изменена. Для устранения многочисленных пересечений и кривых троллейбусы убрали с улицы Сакко и Ванцетти.
Теперь от улицы Рахова до Радищева они ехали без поворотов и зигзагов по Советской улице.
Ещё одно изменение произошло в 2004 году, когда из-за нехватки водителей маршруты 2а и 13 были приостановлены. Водители тогда поехали за крупными заработками в столицы, а саратовцы частично остались без транспорта.
Лишь в 2006 году ситуация улучшилась и маршрут 2а был возобновлён. Но до сих пор это маршрут, который дождаться практически невозможно. Официально интервалы движения составляют от 27 до 54 минут! Чтобы маршрут ждали и использовали пассажиры нужно сокращать эти цифры хотя бы раза в 4.
На троллейбусной экскурсии, проведённой по линиям этих маршрутов, я снял традиционные таймлапсы. Маршрут №2а от Вокзала до ул. Лермонтова.
Маршрут №2 от ул. Лермонтова до вокзала.
Спасибо МУПП "СГЭТ" и участникам сообщества "Фотографии старого Саратова".
Пост не претендует на историческую достоверность, являясь попыткой систематизации информации из разных источников, порой противоречащих друг другу. Любые дополнения и исправления приветствуются!
Некоторые из возможных вопросов и загадок:
1. Музейная площадь была конечной у 2а с открытия в 1986 и до 1991 года?
2. Как всё-таки точно ходила двойка до мая в 1986 году и с мая.
3. Вообще хронологические изменения 1982-1991 гг (википедию не предлагать).
Интересные дополнения от Alexandr V и Инкогнито (будут дополняться):
- В кон. 1960- х (точно год не знаю) почти год маршрут следовал по Университетской до Московской, "раскопали" Б. Казачью от Аткарской до Университетской.
- В начале 1970-х на перекрёстке Волжская/ Октябрьская светофор для троллейбусов (установлен ранее) стал регулировать количество машин у диспетчерской, во избежание затора. (другое дополнение: потому что было трудно разъехаться двум троллейбусам - узкая дорога, крутой подъем и гололед зимой). Переключал его регулировщик в будке.
- Позже, с переносом маршрута светофор (с будкой) поставили на Революционной, на спуске к Мичурина, в нач. 90-х демонтирован.