"Рапунцель" - это сказка о девушке с очень длинными волосами, которая была заточена в высокой башне (неожиданно, конечно). В системе классификации народных сказок Аарне-Томпсона этот сюжет имеет номер 310: «Дева в башне».
Помню, что главное, что меня беспокоило в детстве в этой сказке - так это какого чёрта девушка сидит в башне?
Башня особенная, она не имеет входа, только окно, и лишь один человек может подниматься наверх - старая ведьма, которая присматривает за Рапунцель. При этом самой красавице покидать башню нельзя, как нельзя и принимать у себя кого бы то ни было.
Объяснения вроде "это же сказка", "там волшебство и магия", устраивают не всех. В сказке главным персонажем кажется даже не сама девушка, а именно башня. Ведь будь всё так просто, она сидела бы в лесной избушке, как это обычно и бывает: парень набредает на домик ведьмы, там девушка-красавица, которая умоляет его уйти поскорее, пока не вернулась её страшная матушка-ведьма-людоедка и не накостыляла любителю прогулок на природе по самое "не балуй".
Почему именно башня? И почему без входа?
Суть в том, что на ранних этапах государственности, но в более позднее время, цари зачастую приобретали особый, божественный статус, что выражалось в благоговении перед ними но также и в табуировании очень многого, что было связано с ними. В частности царям и их семьям зачастую запрещалось покидать дворец, ступать на землю (можно вспомнить китайский Запретный город). Мотив сокрытия царских особ есть и в русских сказках. Кстати, именно такая ситуация вызывала у меня вопросы в сказке "Царские дети", где царь обещает своих детей медведю, а затем чтобы спрятать, помещает их в особую землянку, куда свозят "всякого добра", всего, чтобы им жить спокойно, затем закрывают досками, скрывают сверху травой и оставляют так. Тоже не понимала, зачем это делать, разве не проще было увезти детей подальше?..
Между тем в сказках нашёл отражение обычай скрывать царей, чтобы они не показывались на солнце, не ступали на землю.
Так вот, Фрэзер Джон в своей книге "Золотая ветвь" писал в главе о богах-правителях следующее:
"Древние германцы верили, что в женщинах есть нечто священное, и поэтому советовались с ними как с оракулами. Нам сообщают, что священные женщины у них смотрели на крутящиеся водовороты, прислушивались к журчанию или реву воды и по ее виду и звуку предсказывали, что должно было произойти. Но часто благоговение мужчин заходило дальше, и они поклонялись женщинам как настоящим живым богиням. Например, во время правления императора Веспасиана богиней племени бруктеров считалась некая Веледа. В этом качестве она правила народом и её власть признавалась повсеместно. Жила она в башне на реке Липпе — притоке Рейна. Когда жители Кельна направили к ней послов для заключения договора, тех к ней не допустили: переговоры велись через посредство слуги, который действовал как глашатай и передавал её оракульские изречения".
Вот она, башня! И спрятанная в ней дева.
Но это ещё не всё: помните, мать Рапунцель поела листьев салата, кода была беремена? От названия салата Рапунцель и получила своё имя.
"Жрицу Аполлона перед началом прорицания также окуривали дымом священного лавра и давали его поесть. Вакханки ели плющ и, по мнению некоторых авторов, были обязаны своей яростной одержимостью возбуждающим и опьяняющим свойствам этого растения."
Поев особого растения, женщина делает свою дочь тем самым особенной, не такой, как все.
Если цари нарушали запреты, их изгоняли, а чаще убивали, что, собственно, и произошло с Рапунцель: ведьма сперва ослепила принца и выбросила из башни, а потом и саму Рапунцель, которой она отрезала косу. блуждая по свету, влюблённые всё-таки нашли друг друга и жили долго и счастливо.
Сказка практически без отклонений воспроизводит древнюю традицию.
Если не считать, конечно, того, что запятнавшие себя правители к хорошей жизни не возвращались. Да и вообще вожди часто заканчивали плохо, особенно их жёны. Но это уже другая история.