Что действительно необходимо современному человеку в получении образования? Какие навыки и компетенции дадут ему импульс к самостоятельному развитию? Что можно внести или восстановить в системе такое, что воспитает в стране поколение современных людей – творцов будущего?
Методология познания – как база изучения мира.
Первое. Уметь искать информацию.
В своей практике при работе в вузе я обнаружил странность: студенты элементарно не умеют гуглить! Да, это удивительно, но современное поколение плохо пользуется поиском в интернете. Они просто привыкли, что вся нужная информация на поверхности. Достаточно просто условно протянуть руку и взять, то что ищешь. Они привыкли, к низкому качеству информации, и плохо умеют копать глубже.
На самом деле этот вопрос упирается в диалектику Сократа, а именно в «искусство задавать вопросы». Умение правильно сформулировать запрос, всегда был важен в получении знаний самостоятельно. Только раньше мы искали ответы в томах книг, теперь вбиваем в поисковую строку. Но иногда запрос может быть даже не оформлен словами. Чтобы найти нужный визуальный образ, тоже нужно уметь копать.
Я часто говорю студентам, не спешите пролистывать изображение. Посмотрите и проанализируйте. Подумайте, что именно вам в ней нравится, а что не нравится. Вычлените для себя в ней то, что важно для вас. Так формируется насмотренность, что не менее важно, чем начитанность, особенно для соответствующих профессий.
Понимание, что именно ты ищешь - даёт возможность найти это. Понимание того, что ты ищешь не лежит на поверхности - даёт возможность глубже изучить предмет поиска, и открыть новые смежные предметы исследования.
Второе. Мир, как мозаика.
Очень важно развить в человеке качество мозаичного мышления. В современном мире человек, привыкает что информации много, и она роится вокруг в куче хаоса.
Но если начать собирать информацию в некую картину мира, начинает формироваться целостный образ. На этой базе развивается – мировоззрение. А учитывая, что кусочков мозаики действительно много образ может меняться, получать определённую глубину и сложность.
Причём на пути работы с информацией нужно помнить, что вокруг много действительно мусорной информации. Но даже мусор нужно пропустить через определённый фильтр. Ведь иногда даже в какой-то пустышке можно найти важное зерно. Скорее всего из пустышки больше, чем крупицу зерна ты не получишь. Но на основе этой крупицы можно работать дальше.
Отличным примером могут служить продукты индустрии развлечения. В мультфильме, игре или песне можно почерпнуть нечто, что поможет сложить бОльшую картину. В наше время о многих явлениях человек может случайно узнать из проходной информации. Затем осознать её важность и начать расширять знания по ней. И добавить этот кусок в свою мозаичную картину мира.
Третье. Логика и критическое мышление.
Странное явление последних лет стало тенденцией – даже взрослые люди не умеют критически мыслить. Что уж говорить о молодёжи!
В школе я попал в класс, где на основе методик советской школы нам преподавали интереснейший предмет – логику. На основе различных задач, схем-последовательностей, логических игр мы учились видеть причинно-следственные связи. И это был наш самый любимый предмет! По-сути логика - это игра на развитие интеллекта. Если ты решаешь задачу – ты получаешь удовольствие от её решения и в тебе возникает интерес. Ты начинаешь относится к миру, как к системе, где одно связано с другим. Чем старше ты становишься, задачи становятся всё сложнее и это помогает тебе всё глубже понимать закономерности процессов.
Критическое мышление – это прямой продукт развитой логики. Ты понимаешь, что в любой ситуации есть несколько переменных имеющих какую-то связь. Критическое мышление позволяет широко обозревать всё происходящее в мире, от личных задач, до проблем глобального масштаба. И самое главное – развитие критического мышления доставляет удовлетворение.
В логических задачах, прежде чем дать ответ ты какое-то время сомневаешься. Ты перепроверяешь себя, все ли последовательности ты учёл. В результате ты рассматриваешь и отметаешь несколько вариантов возможного решения. И именно вариативность решения задачи, сомнение, перепроверка, дают возможность развивать критическое мышление.
Человек с критическим мышлением видит мир многовариантным, что является базой для любого творчества.
Второй аспект:
#образование #реформаобразования #критическоемышление #методологияпознания #россия #идеологияипатриотизм