Вопрос образования – это вопрос главной функции государства. Передача знаний, мировоззрения и просвещения новых поколений, это то что должно делать любое государство, для своего выживания. Многие годы образование пытались низвести до уровня «услуги», и, к сожалению, это дало свои плоды. Наверное, даже сама идеология образования, как услуги навредила больше, чем все структурные нововведения.
Вот мы вышли из Болонского процесса. Чиновники разного уровня поддерживают или всячески сопротивляются дальнейшим шагам. Опять среди западников во власти хранится фантазия, что всё можно повернуть вспять.
Отменим ЕГЭ, вернём специалитет, и что дальше? Это всего лишь формальности. Главное – это суть образования, его цель. И именно из-за того, что долгие годы в школах и вузах работали искренние убеждённые люди, формальности очень медленно трансформировали всю систему. Сопротивление убеждённых профессионалов держалось долго. Но вот приходит смена поколений, и стержень понимания, что образование – это база для развития человека начинает уходить.
Я уже несколько лет работаю в системе высшего образования. С каждым годом качественный уровень до вузовской подготовки падал на моих глазах. И дело не в знаниях. Дело в критических аспектах, формирующих личность. И эти аспекты порой даже сложно назвать.
Вот перед тобой студент, вчерашний школьник. И всё с ним в порядке, он умеет писать, читать, считать, но всё в нём словно противится дальнейшему получению образования. Он выходит из школьной системы, и готов дальше зубрить и делать, как велят преподаватели. Но как только вопрос доходит до самостоятельного получения знаний, до индивидуальных логических построений - он впадает в ступор, паникует и злится. Система не готовила его к тому, что он должен продолжать развиваться самостоятельно. Он получил «услугу», и хочет, чтобы дальше эта приобретенная «услуга» работала сама собой. А оказывается что она не работает.
Высшее образование вообще воспринимается студентами, как анахронизм. И не случайно. Вся система работает на автопилоте, закрепив заложенные когда-то последовательности получения компетенций и изучения дисциплин. И не все преподаватели даже отдают себе отчёт, чем именно их дисциплины связаны с другими. Как их область знаний влияет на общий уровень развития студента.
И вот в эту закостеневшую бесцельную конструкцию внедряется Болонская система. И дробит её на бакалавриат и магистратуру. Причём так грубо и формально, что бакалавриат теряет целые блоки дисциплин, разрушая даже ту, автоматизированную десятилетиями систему получения квалификации. А магистратура и вовсе копирует бакалавриат, только в уменьшенные сроки с небольшими формальностями.
В итоге студент теряет понимание осмысленности процесса получения образования. Помимо того, что он просто не обучен самостоятельно работать для формирования квалификации, он ещё измучен постоянной растерянностью в духе: «а зачем это мне?».
В последние годы масла в огонь подливали «успешные» молодые блогеры, бизнесмены, которые хвастались, что они, имея вышку не работают по специальности! И глядя на эти примеры, студент уже просто хочет, поскорее закончить этот образовательный марафон. Быстрее заняться чем-то более интересным, что действительно приведёт его к успеху.
Глядя на это понимаешь, что реформирование образования, это не просто формальные отмены и переходы к чему-то проверенному. Это последовательная глобальная работа, в том числе по изменению образов «успешного человека».
Лично я для себя выделяю несколько аспектов важных для реформирования системы образования. И их я рассмотрю в следующей статье.
Первый аспект:
Второй аспект:
#образование #реформаобразования #россия #идеологияипатриотизм