Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Понимание религии сквозь века. От античных философов до ученых 19 века

Оглавление

Ранее я публиковал статью и лекцию о том, как зарождалась наука о религии - религиоведение. Она появилась во второй половине 19 века благодаря исследованиям историков, антропологов и лингвистов. Но осмысление религии началось задолго до 19 века. В этой статье я приведу разные измышления философов, теологов и ученых о религии, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 века, когда зародилось религиоведение.

Античность

Первым, кто хоть как-то пытался систематизировать знания о богах, был древнегреческий поэт Гесиод. Его работа называется «Теогония» (8 век до н.э.). Гесиод описывает происхождение древнегреческих богов, их историю и влияние на людей. Никакой попытки научного изучения религии в этом нет, однако Гесиода можно смело назвать систематизатором греческих мифов, а систематизация – это один из критериев научного познания. Его работа очень важна для изучения религии древних греков.

Гесиод.
Гесиод.

Натурфилософы 6-5 века до н.э., такие как Фалес Милетский, Гераклит и Анаксимандр, способствовали критическому осмыслению природы богов. Они считали, что в основе всего лежат первоэлементы "вода" и "огонь".

Философ Анаксимандр полагал, что в основе мира находится бесконечное первовещество – апейрон. Он ставил это вещество выше богов, что было весьма рискованно в то время.

Фалес Милетский, Гераклит, Анаксимандр.
Фалес Милетский, Гераклит, Анаксимандр.

Более критический взгляд на религию бросает Ксенофан Колофонский, философ 6-5 века до н.э. Он полагал, что никаких богов не существует, но есть лишь один бог, от которого происходит все сущее. Его взгляд революционен тем, что он объяснял происхождение народных богов воображением людей, также он критиковал древнегреческую религию за аморальность, ведь боги могли обижаться, мстить и убивать невинных.

Ксенофан Колофонский.
Ксенофан Колофонский.

Когда греческие путешественники сообщали об иноземных религиях и богах, философам приходилось как-то осмысливать этот факт. Историк Геродот ( 5 век до н.э.) объяснял множественность культов при помощи отождествления их с греческими богами. Например, римский Юпитер и египетский Амон – это на самом деле Зевс. В дальнейшем объяснительную стратегию Геродота переняли Македонская и Римская империи, чтобы снять противоречия между религиями.

Геродот.
Геродот.

Однако не все соглашались с Геродотом. Софист Протагор, живший в 5 веке до н.э., считал множественность культов результатом выдумки, а не реального существования богов. Из-за критики религии его изгнали из Афин. Другие философы того же века, такие как Продик Кеосский и Критий, объясняли происхождение религии с помощью идей эвгемеризма и запугивания. С запугиванием все ясно: нужно создать богов, чтобы люди боялись их наказания и не нарушали общественных порядков. Эвгемеризм – более продвинутая мысль. Она подразумевает, что религия появилась как результат обожествления великих личностей и предков. Тех же атеистических взглядов придерживался Демокрит. Он считал, что люди создали богов из-за страха перед могуществом природных явлений.

Платон и Аристотель, как и Ксенофан, придерживались идеи, что мир был создан единым богом – перводвижетелем, первоначалом и высшим разумом.

Платон и Аристотель.
Платон и Аристотель.

Философ Эпикур (4-3 века до н.э.) скептически относился к религии. Он не отрицал богов, но не верил, что им есть хоть какое-то дело до нас. Современник Эпикура философ Эвгемер предложил ту же концепцию, что и Продик Кеосский – эвгемеризм. Этот термин происходит от его имени.

Эпикур.
Эпикур.

Атеистическая мысль греков оказала влияние на римлян. Лукреций, философ-естествоиспытатель 1 века до н.э., отрицал богов и объяснял мир с помощью физических принципов. Того же времени философ Цицерон в трактате «О природе богов» критикует греческие представления о происхождении богов, но считает, что боги безразличны к людям.

Цицерон.
Цицерон.

Христианство

Все изменилось с распространением и признанием христианства в качестве господствующей религии. Христиане критиковали языческих богов, использовав идею эвгемеризма. Также христиане объясняли уход от веры в единого бога концепцией грехопадения: из-за отхода от бога люди стали верить в идолов и последовали за дьяволом. При этом христиане отмечали античный монотеизм Платона и Аристотеля как близкую к христианству модель.

Средние века

Распространение христианства по известному тогда миру привело к той же проблеме, к какой приходили античные философы – как объяснить религиозное разнообразие? Например, исландский христианин и автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон (12-13 век) прибегал к идее эвгемеризма для объяснения верований северян.

Снорри Стурлусон.
Снорри Стурлусон.

Существенный вклад в развитие изучения религии оказали мусульмане. Теолог Ибн Хазм в 11 веке пишет «Книгу о религиях, ересях и сектах», которая является отличным образцом сравнительного изучения религий своего времени. В 12 веке теолог из Аббасидского халифата Абу-ль-Фатх аш-Шахрастани пишет «Книгу о религиях и сектах», в которой описывает историю ислама, доисламских верований, иудаизма, христианства, зороастризма, брахманизма, манихейства, ближневосточных культов, учения иранских магов и древнегреческих философов. Шахрастани называют крупнейшим историком религии Средневековья.

С 13-14 века купцы-путешественники и миссионеры, такие как Марко Поло и Одорик Порденоне, открывают восточные религии.

Иудеи, христиане и мусульмане пытались осмыслить сложные религиозные системы азиатских стран. Они задавались вопросом – являются ли эти религии попыткой осмысления истинного бога?

Философ-монах 13 века Роджер Бэкон предпочитал классифицировать различные виды религий как попытку установить истинную теологию. Затем, параллельно с идеей грехопадения, появилась идея, что Бог приспосабливает народы к вере в себя постепенно, поэтому многие еще не пришли к истинной религии из-за низкого уровня развития.

Роджер Бэкон.
Роджер Бэкон.

Эпоха Возрождения и Реформация

В эпоху Возрождения европейцы возвращаются к античной культуре, в том числе к философским работам о религии. Итальянский гуманист Джованни Боккаччо (14 век) рассматривал нехристианские верования как аллегорию на древние исторические события. Также в это время критикуется схоластика, то есть католическая теология, основанная на логике Аристотеля. Мыслителя заново открывают для себя Сократа, Цицерона, Плутарха и прочих древнегреческих и римских философов.

Потребность в сравнении религиозных традиций повышалась из-за открытия новый земель и путешествий миссионеров. Испанский монах Бернардино де Саагун (16 век) описывает религию американских народов, чтобы понять, как проповедовать им христианство. Тем же самым занимались французский миссионер Жозеф Франсуа-Лафито, итальянские иезуиты Роберто де Нобили и Маттео Риччи. Все они способствовали возникновению этнографии и антропологии.

Бернардино де Саагун.
Бернардино де Саагун.

Новое время

В 17-18 веке уже формируется научная методология, которая позволяет появиться таким наукам, как история, антропология, этнография, филология, лингвистика.

Итальянский философ Джамбаттиста Вико, живший в 17-18 веке, предложил идею, что религия способствовала развитию человеческих обществ, так как стимулировала их совершать доблестные дела. Также он пишет интересные мысли о развитии религии древних греков. По его мнению она возникла из-за обожествления греками природы, затем они обожествили природные силы, такие как огонь и плодородие. После начали обожествлять социальные институты, таких как брак, государство, торговля. И, наконец, они перешли к процессу очеловечивания самих богов, превратив их в антропоморфных могущественных существ.

Джамбаттиста Вико.
Джамбаттиста Вико.

Шотландский философ-скептик Дэвид Юм (18 век) подробно исследует феномен религии в трактате «Естественная история религии». Юм пишет, что первоначальный политеизм был результатом наивного антропоморфизма, когда люди присваивали естественным событиям человеческие качества. Посредством усложнения религии и форм поклонения возвысилось единое могущественное существо, что отразилось в монотеистических религиях.

Дэвид Юм.
Дэвид Юм.

Все больше интеллектуалов стали именовать себя скептиками, агностиками и атеистами. Также широкое распространение получил такой феномен как деизм – вера в бога как перводвигателя, который ныне никак не влияет на мир. Деистами были Вольтер, Дидро, Томас Джефферсон, Жан-Жак Руссо.

Интересные рассуждения о природе религии были у немецких философов. Например, философия Иммануила Канта (18 век) основывалась на идее бога в качестве объективного морального закона, данного нам априори. Кант критиковал схоластику, особенно знамениты его опровержения пяти доказательств бога.

Иммануил Кант.
Иммануил Кант.

Параллельно с философской критикой во Франции развиваются такие науки как востоковедение, этнология и антропология, которые дают больше данных о религиях, отличных от авраамических «коллег».

Французский ученый Шарль де Бросс (18 век) предпринимает первые попытки религиоведческих исследований. Он пишет работу «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», где рассматривал фетишизм как основу для религий. Сравнивая различные племенные культы и религию древнего Египта, он пришел к выводу, что изначально все были многобожниками-фетишистами. Человек испытывал страх и наделял предметы духовной силой.

Шарль де Бросс.
Шарль де Бросс.

Французский аббат Николя-Сильвестр Бержье (18 век) любил спорить с французскими атеистами и объяснял примитивные религии с помощью веры в духов, которые есть результат психических особенностей человека. Так, Бержье предопределил концепцию «анимизма», которую в будущем позаимствует антрополог Эдуард Тайлор для объяснения первобытных верований.

Философ и историк культуры 18 века Иоганн Гердер объяснял мифологию как форму символического мышления. Его современник философ Фридрих Шеллинг считал, что мифология есть природная религия, в которой религиозная истина раскрывается в естественном процессе развития, подобно тому, как в естественном развитии природы постепенно обнаруживается её идейный смысл. Он определял религию откровения в качестве идеала, а под идеалом понимал именно христианство. У Гегеля есть похожее определение феномена религии как постепенного развертывания смысла в мире посредством диалектической борьбы.

Иоганн Гердер.
Иоганн Гердер.

19 век

В 19 веке ученые окончательно подходят к формированию ранней стадии научной методологии. Основатель социологии Огюст Конт предлагает позитивистский и материалистический подход в изучении мира, утверждая, что история человечества проходит три этапа: теологический, где властвует идея сверхъестественного; метафизический, где властвует философия (дедукция); и позитивистский, где властвует эмпирическая наука.

Огюст Конт.
Огюст Конт.

Другой основатель социологии Герберт Спенсер считал, что религия появилась из-за страха перед умершими предками. Человек стал почитать своих предков, чтобы те не навредили ему в виде злых духов. Затем идеи предков-духов преобразовались в единого первопредка, и через некоторое время в идею единого бога-творца.

Герберт Спенсер.
Герберт Спенсер.

Немецкий философ Людвиг Фейербах в своих лекциях о сущности религии предложил рассматривать религию как проекцию лучших стремлений человека. Он считал, что идея бога появилась из-за отчуждения, в ходе которого человек абсолютизировал все положительные качестве в сверхъестественной сущности под названием бог.

Людвиг Фейербах.
Людвиг Фейербах.

Таким образом, для формирования научного изучения религии понадобилось 2,5 тысячи лет. В эпоху Античности философы уже предлагали рабочие и здравые концепции происхождения религии. Затем в эпоху христианства и Средних веков теологи использовали часть аргументов античных философ для объяснения религиозного разнообразия, но само христианство они не подвергали критике. Только в Новое время, с секуляризационными процессами и уходом церкви с главенствующей роли, начинается процесс оформления научного метода, который способствовал научному изучению религии и прочих областей культуры.

-19