Примерно с двух-трех лет дети начинают исследовать границы. Что очень важно и правильно. В конце концов, надо знать, к чему все идет. Но это означает вызов для родителей.
Когда мой "большой ребенок" стал испытывать меня на прочность в возрасте, примерно, трех лет, я сначала чувствовал себя совершенно беспомощным. Но, прочитав пару книг, начал понимать, что многие вещи (конечно, не все) можно решить с помощью правильного общения.
Я просмотрел несколько руководств по воспитанию детей и провел небольшое исследование на тему общения с маленькими детьми. Результаты звучат очень логично.
Вот мой хит-лист для общения с малышами:
Аутентичность
У детей прекрасные антенны, когда дело касается невербальных вещей, т.е. если я говорю что-то, но на самом деле не имею это в виду, то дети быстро это улавливают. И тогда они слышат то, что хотят услышать.
Пример:
Я говорю "Нет!", но втайне думаю "Почему бы и нет?". - и мое "нет" уже почти ничего не стоит. Или наоборот: я говорю "да" (например, на просьбу сделать что-то вместе), но на самом деле мне этого не хочется. Конечно, ребенок хочет услышать "да", но потом разочаровывается, если мы сами относимся к этому нерешительно. И сами можем быть раздражены и нетерпеливы.
Вывод:
Общение должно быть подлинным - нет и да, если это то, что имеется в виду. Дети также могут принять отказ, потому что фрустрации нужно учиться.
Ясность
Я должен четко сказать, чего я хочу и чего не хочу, вместо того чтобы общаться абстрактно. "Быть хорошим" или "прибраться" - это очень абстрактные и эластичные термины. С другой стороны, конкретным и точным является: "Я хочу, чтобы ты сказал "пожалуйста" и "спасибо"" или "Пожалуйста, положи игрушки в ящик".
Также недостаточно сказать: "Музыка слишком громкая для меня" (это наблюдение, из которого не обязательно должно вытекать действие - как я уже сказал, ребенок слышит то, что ему больше всего подходит в данный момент), нужно добавить четкую инструкцию к действию: "Музыка слишком громкая для меня, пожалуйста, убавь звук!".
Последствия
Если я угрожаю последствиями, то я также должен последовательно их выполнять, если наступит худшее. В противном случае дети быстро поймут, что это пустые угрозы. Так что будьте осторожны!
Я-послания
Я стараюсь общаться со своими детьми в Я-сообщениях. Вместо того чтобы обычно говорить: "Музыка слишком громкая, пожалуйста, сделайте потише", я говорю: "Мне это слишком громко, пожалуйста, сделайте потише" или "От громкости у меня болит голова. Пожалуйста, сделайте музыку потише".
Во-первых, я сразу же четко обозначаю свои границы, а во-вторых, тем самым сокращаю длительные дискуссии.
Вежливость
В нашей семье мы ценим волшебные слова "пожалуйста" и "спасибо". Если я хочу, чтобы мои дети охотно использовали эти слова, я, конечно, должен подавать хороший пример - своим детям, своей "половине" и вообще. Только когда мои просьбы остаются неуслышанными несколько раз (т.е. игнорируются), вежливость становится жертвой большей твердости.
Большое спасибо за внимание!