Среди самых первых «подтирок» чего только не было: листья, палки, глина, кукурузные початки, снег и даже камни. В целом, совершенно любой предмет, который мог хоть как-то сгодиться, шел в дело. Древние римляне, любители бань и чистого тела, пошли дальше — они использовали довольно простое приспособление из палки с губкой-спонжем на конце. Хотя и палка, и спонж были общими, они тщательно вымачивались в очень соленой воде сразу после использования и перед передачей «эстафеты».
Made in China
Родиной изобретения как такового полагают Китай. Наиболее раннее упоминание об использовании бумаги в тех самых целях относится к 6-му веку, когда китайский придворный по имени Ян сделал заметку о том, что «не смеет» использовать в качестве подтирки страницы с цитатами из Конфуция, а также листы с именами великих мудрецов.
Известно, что в 14-м веке для одного китайского императора выпустили десятки тысяч туалетных листов размером 60 на 90 см.
Китайское новшество до Европы по каким-то причинам не добралось, и там продолжали использовать подручные предметы. Богатые вытирались тканью, бедные — старым тряпьем, листьям, травой, соломой или вообще руками.
Газета в туалете — не только для чтения
Уже ближе к концу 18-го века и в начале 19-го стало привычным делом использовать прочитанную газету в качестве подтирки. С точки зрения гигиены — все еще не идеально, но уже куда менее травматично для кожного покрова по сравнению с той же соломой или камнями. Использование бесплатной прессы в туалете не только для чтения в каком-то смысле затормозило распространение туалетной бумаги.
Именно поэтому изобретение американца Джозефа Гайетти прижилось не сразу. Именно он первым придумал выпускать заранее разрезанную на прямоугольники бумагу в пачках. Первая партия туалетной бумаги Гайетти вышла в 1857-м году. В составе этой бумаги присутствовала конопля, а также алоэ — добавки для «медицинского эффекта». Считалось, что это способствует профилактике геморроя. Тем не менее, покупатели не очень-то рвались сметать товар с полок.
Туалетная бумага, какой мы знаем ее теперь
Братья Клэренс и Эдвард Скотт первыми додумались выпускать туалетную бумагу в виде рулона в 1890-м году. Они поставляли свое изобретение не только в аптеки и лавки, но еще и в отели. Тем не менее, ставить логотип с названием своей компании на изделиях они не спешили — тема справления естественных потребностей все еще не вышла из разряда «неприличных». Только в начале 20-го века рулоны усовершенствовали, добавив отрывные линии.
Мягкой и приятной на ощупь «туалетка» стала уже ближе к середине 20-го века. Появились первые многослойные образцы. А продавать бумагу придумали в пачках по несколько рулонов. Таким образом потребителей постепенно приучали к мысли, что туалетная бумага — совершенно необходимая в хозяйстве вещь.
В 1973-м году в США мировой кризис, вызванный резким подорожанием нефти, заставил миллионы американцев запасаться впрок топливом для автомобилей, а заодно, и другими товарами.
Одно неосторожное замечание американского конгрессмена о «возможной нехватке туалетной бумаги», растиражированное в качестве шутки комиком Джонни Карсоном на многомиллионную аудиторию, было воспринято населением совершенно серьезно на фоне общего падения рынка и покупательской лихорадки. Тогда же миллионы американцев ринулись в супермаркеты и буквально опустошили полки с туалетной бумагой.