Найти в Дзене
Ольга Краева

ДОЧЬ И ЖЕНА СОЦРЕАЛИСТОВ

Исаак Бродский. «Автопортрет с дочерью», 1911
Исаак Бродский. «Автопортрет с дочерью», 1911

Когда Лиду в детстве спрашивали, кем она хочет быть, девочка серьёзно отвечала: «Балериной и художницей». Рисовать она начала с трёх лет на радость отцу, Исааку Бродскому, чуть ли не единственному художнику, которому согласился позировать сам вождь мирового пролетариата В. И. Ленин. Однако любовь к танцам победила. И после окончания Петроградского хореографического училища Лидия вместе с мужем, актёром и каскадёром Владимиром Плисецким, начала работать акробатической танцовщицей в цирке с эффектным и сложным номером «Трио Кастелио». Тем не менее, гены взяли своё, и в 1935 году Бродская стала вольнослушательницей Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, которую возглавлял её отец. Возможно, на её решение также повлиял разлад в семейной жизни, что не редкость в актёрской среде. Неизвестно, была ли она в разводе с Плисецким, когда в 1939 году познакомилась с художником Фёдором Решетниковым, прославившимся участием в нескольких полярных экспедициях, в том числе, на ледоколе «Челюскин» в 1933 – 1934 годах. А вот Решетников к моменту встречи с Лидией уже точно забыл о своём первом кратковременном браке с актрисой Найдёновой и через год увёз Бродскую в Москву, где у них родилась дочь Люба, тоже ставшая художницей.

Фёдор Решетников. Портрет жены Лидии Бродской, 1948
Фёдор Решетников. Портрет жены Лидии Бродской, 1948

Второй муж, как и прежде отец, всячески поддерживал Лидию в её стремлении стать художницей. Начинала она с натюрмортов, а потом посвятила своё творчество изображению родной природы, взяв за пример пейзажи Левитана, Шишкина и других русских художников-реалистов. Но если картины Решетникова в духе соцреализма («Опять двойка» и «Прибыл на каникулы») знали и любили в СССР все, от мала до велика, то его жену критики постоянно ругали за излишний академизм. При этом ни одна крупная выставка не обходилась без её огромных, красивых и тонко выписанных полотен, которые с удовольствием приобретали художественные музеи, в том числе, и Третьяковка. И всё же, на мой взгляд, работы этой художницы до сих пор недооценены широкой публикой. Её «Апрель» радует глаз своими почти акварельными красками, а «Осенние поля» - торжественностью, свойственной этой поре года. Фёдор Решетников неоднократно писал Бродскую. Наиболее известен его «Портрет жены» 1948 года, колорит которого я считаю неудачным. Зато художнику удалось уловить в Лидии главное: подняв голову от книги и устремив взгляд вдаль, она словно впитывает в себя красоту окружающей природы, чтобы потом передать её зрителю.

Вот несколько её картин

Натюрморт с розами, 1945
Натюрморт с розами, 1945
Розы
Розы
Апрель
Апрель
Весенний разлив,1979
Весенний разлив,1979
Весенний туман, 1976
Весенний туман, 1976
Весна на полях,1983
Весна на полях,1983
Вечер на Днепре
Вечер на Днепре
Зима
Зима
Зимний день
Зимний день
Золотая осень, 1972
Золотая осень, 1972
Крым. Пасека, конец 1930-х
Крым. Пасека, конец 1930-х
Март
Март
Соловьиная ночь
Соловьиная ночь
У реки, 1953
У реки, 1953
У реки
У реки
Урал.  Ильменский заповедник
Урал. Ильменский заповедник
Осенние поля
Осенние поля

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Лидия Исааковна Бродская (19101991) — советский, российский художник-живописец. Народный художник СССР (1980). Родилась 13 марта 1910 года в Санкт-Петербурге. В 1921—1928 годах училась в Петроградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В 1935—1938 годах в качестве вольнослушательницы посещала Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ныне — имени И. Е. Репина) (мастерская отца И. И. Бродского). С 1940 года — в Москве. Работала в жанре натюрморта под руководством Н. М. Крымова (серия «Цветы»), затем — в Окнах ТАСС (1941). Посвятила своё творчество изображению родной природы. Автор картин-пейзажей, посвящённых природе Урала, Сибири, Дальнего Востока, Украины. Участник выставок с 1944 года. Работы экспонировались на выставках во Франции (1948), Финляндии (1950), Польше (1951), Индии (1951), Китае (1954), Сирии (1955). Персональные выставки проходили в Москве в 1948, 1949, 1955 годах. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других крупных музейных собраниях. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1970). Лидия Исааковна Бродская умерла в 1991 году в Москве (по другим источникам — в Ленинграде). Похоронена на Ваганьковском кладбище.#ОльгаКраева

Читайте также бесплатно на litnet.com мои романы: Ева Арк «Лоренца – дочь Великолепного», Ева Арк «Тайна короля», Ева Арк «Роза из Лотарингии», Ева Арк «Бургундская монахиня», Ева Арк «Кузина Екатерины Медичи», Ева Арк «Мальтийский рыцарь» и Ева Арк «Марина и цыган»

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26