К началу XIV в. Москва представляла собой рядовой городок, являвшийся столицей небольшого удельного княжества, коих на Руси были десятки, и ни о каком центре объединения русских земель еще не было и речи.
Наоборот, в этот период времени на первый план среди городов Северо-восточной Руси выходит Тверь. Переезд сюда Полоцкого епископа Симеона и создание Тверской епархии в 1271 г., а также строительство в 1285 г. Спасо-Преображенского собора - первого каменного храма на Руси после монгольского нашествия, вкупе с получением в 1304 г. князем Михаилом Ярославичем титула Великого князя владимирского серьезно повышало статус этого города и давало Твери все шансы стать центром объединения всех русских земель.
Однако же активная политика московских князей Юрия и Ивана Даниловичей, внуков Александра Невского, вступивших в конкурентную борьбу, привела к возвышению Москвы и в конечном итоге к ее победе над Тверью. Одним из результатов этой борьбы стал перенос резиденции митрополита Петра из Владимира в Москву, благодаря чему она стала главным духовным центром Руси.
После разгрома монгольскими войсками Батыя Киева, а также утраты им статуса политического и экономического центра русских земель, нахождение в нем митрополичьей кафедры стало нецелесообразным. Поэтому в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси переехал из Киева во Владимир на Клязьме, куда собственно и сместился один из политических центров.
А в 1303 г. по инициативе галицко-волынского князя Юрия Львовича, Константинопольский патриарх Афанасий I учреждает еще одну, галицкую митрополию во главе с митрополитом Нифонтом. После смерти Нифонта в 1307 г., Юрий отправляет в Константинополь игумена Петра Ратского на утверждение его галицким митрополитом. В это же время тверской князь Михаил Ярославич отправляет своего ставленника игумена Геронтию на утверждение его митрополитом Киевским, вместо умершего еще в 1305 г. Максима.
Однако патриарх Афанасий принимает соломоново решение. По всей видимости понимая, что Геронтий является фигурой зависимой от Великого князя Михаила, он назначает митрополитом Петра, но не галицким, а всея Руси.
Вернувшись на Русь в 1308г., Петр около года прожил в Киеве, а в 1309 г. по примеру своего предшественника отправился во Владимир на Клязьме.
Но князя Михаила Ярославича такое положение дел не устраивало, поэтому вероятно с его подачи, тверским епископом Андреем в Константинополь к патриарху было отправлено письмо, в котором содержалось обвинение Петра в симонии, то есть в торговле церковными должностями и таинствами. Дело в том, что еще на Владимирском соборе, состоявшемся в 1274 г. была установлена так называемая ограниченная симония, то есть те, кого рукополагали в священники или дьяконы, должны были уплатить фиксированную сумму в 7 гривен.
Патриарх отправил на Русь своего клирика, который должен был разобраться в ситуации на месте. Зимой 1311 г. в Переяславле-Залесском состоялся церковный собор, на котором происходило слушанье по делу митрополита Петра.
Известно, что кроме самого Петра, патриаршего клирика и тверского епископа Андрея, выступавшего в роли обвинителя, также присутствовал ростовский епископ Симеон и множество светских лиц. В частности Дмитрий и Александр, сыновья князя Михаила Ярославича. Сам Великий князь на соборе не присутствовал, так как в это время находился в Орде. По сообщению Татищева, на соборе находился и Иван Данилович Калита. Князья Даниловичи встали на сторону Петра, чем может объясняться и выбор места проведения этого мероприятия, так как Переяславль-Залесский являлся владением московских князей.
Переяславский собор нельзя назвать полноценным церковным собором, так как на нем не присутствовали все епископы входившие в митрополию Руси. Скорее всего он являлся неким досудебным следствием, на котором патриарший клирик должен был принять все доказательства и определить степень виновности или невиновности обвиняемого. Видимо клирик счел доказательства стороны обвинения недостаточными, так как Петр не был лишен сана митрополита.
Хотя на этом князь Михаил Ярославич не успокоился и отправлял монаха Акиндина уже к новому патриарху Нифонту, но действия это не возымело, Петр оставался митрополитом до самой смерти.
Конфликт Петра с тверским князем Михаилом и заступничество московских князей Даниловичей, привело к сближению, а затем и дружбе митрополита с Иваном Даниловичем Калитой, который после гибели своего старшего брата Юрия, стал московским князем.
В 1325 г. по инициативе Ивана Калиты, митрополит Петр перенес свою кафедру в Москву, где для него в 1326 г. началось строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который правда был достроен уже после смерти митрополита, умершего 21 декабря 1326 г.
Таким образом, перенос в Москву митрополичьей кафедры, вместе с инициативными действиями князя Ивана Калиты, по приращиванию земель к московскому княжеству и закреплению великого княжения владимирского за московскими князьями дали мощный старт к превращению Москвы из мелкого удельного княжества в центр объединения русских земель.
Читайте также:
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #история россии #москва #тверь #иван калита #митрополит #московское княжество #тверское княжество #переяславский собор #исторические факты