Найти в Дзене

Настоящая Мириам

Мириам , Ансельм Фейербах, 1862 г.
Мириам , Ансельм Фейербах, 1862 г.

В библейской традиции Мириам известна как сестра Моисея. Критический анализ позволяет узнать больше об этом древнем и когда-то независимом лидере.

Что беспокоило Мириам?

Книга Чисел 12 – своеобразное повествование. Мириам и Аарон выступают против Моисея за то, что он женился на кушитке:

במדבר יב: א וַתְּדַבֵּ֨ר מִרְיָ֤ם וְאַהֲרֹן֙ בְּמֹשֶׁ֔ה עַל־אֹד֛וֹת הָאִשָּׁ֥ה הַכֻּשִׁ֖ית אֲשֶׁ֣ר לָקָ֑ח כִּֽי־אִשָּׁ֥ה כֻשִׁ֖ית לָקָֽח: יב:ב וַיֹּאמְר֗וּ הֲרַ֤ק אַךְ־בְּמֹשֶׁה֙ דִּבֶּ֣ר יְ-הֹוָ֔ה הֲלֹ֖א גַּם־בָּ֣נוּ דִבֵּ֑ר וַיִּשְׁמַ֖ע יְ-הֹוָֽה:

Чис 12:1 Мариам и Аарон говорили против Моисея из-за кушитской женщины, на которой он женился, потому что он женился на кушитской женщине. 12:2 Они сказали: неужели ЯХВЕ говорил только через Моисея? Не говорил ли Он и через нас?» И ЯХВЕ услышал.

Эти два стиха поднимают ряд вопросов. Глагол, означающий «говорить», грамматически стоит в единственном числе женского рода, а не во множественном числе (чего можно было бы ожидать, если бы Мириам и Аарон оба говорили). Что беспокоит Мириам в кушитской женщине? Почему проблема никогда не решается и даже не упоминается снова? Какое отношение второй стих имеет к первому?

Традиционно мы привносим то, что знаем о персонажах из всех других повествований, чтобы понять текущее повествование. Исход 2 рассказывает нам об особенно верной и заботливой сестре, которая присматривает за своим младшим братом Моисеем и помогает договориться о выживании Моисея (ст. 4, 7-8). Сестра неназвана, но традиционно ассоциируется с Мириам. В 15-й главе Исхода описывается роль Мириам, как лидера женщин в песнях и танцах, параллельных ликованию Моисея (ст. 20-21). Мы ожидаем постоянства характера, поэтому, сталкиваясь с вызовом Мириам Моисею, мы пытаемся понять ее мотивы и действия как действия верной и любящей сестры Моисея.

Традиционный подход: Моисей разводится с Сепфорой ради Бога

Одна из функций традиционного мидраша состоит в том, чтобы предоставить предысторию, чтобы придать смысл кажущимся странностям в тексте. Когда мудрецы столкнулись со странностями в тексте, они предположили, что части должны совмещаться в связное и последовательное повествование, и что это повествование должно совпадать с тем, что мы уже знаем о Мириам и других персонажах.

По мнению большинства мудрецов, женщина-кушитка на самом деле Сепфора, жена Моисея, мадианитянка. Многие предпринимают дальнейший шаг в толковании первого стиха, чтобы сообщить, что Моисей взял Сепфору в жены, но, поскольку ему нужно было иметь свободный доступ к Богу в любой момент и он не мог рисковать стать нечистым, он развелся с ней!

-2

Роль Мириам становится ролью консультанта по вопросам брака, которая хочет убедиться, что ее брат выполняет свои супружеские обязанности. В своем совете ему она указывает на тот факт, что и она, и Аарон способны быть хорошими супругами, а также служить Богу. Глагол женского рода в единственном числе в начале главы намекает мудрецам, что Аарон был с ней, чтобы поддержать, но говорила она.

Мудрецы создают фон для библейского повествования, в котором прекрасно соединяются несоответствия между первым и вторым стихами 12-й главы и далее развивается характер Мириам как в целом набожной и верной женщины. Гнев Бога на нее не имеет ничего общего со злым умыслом по отношению к ее благочестивому младшему брату, а только из-за ошибки богословия; она просто не понимала, насколько велики были пророческие способности Моисея и что его поведение по отношению к супруге было связано с этим.

Академическая модель: Мириам в новом свете

Исследователи библейской критики подходят к странностям текста с помощью другого набора инструментов. Цель историков традиции, например, состоит не в том, чтобы создать последовательную картину Мириам, которая согласуется с другими текстами и традициями о Мириам, а в том, чтобы понять, что тексты Мириам могут рассказать о самых ранних традициях Израиля. Поскольку тексты, в которых прямо упоминается Мириам, скудны (Мириам появляется только в семи местах Ветхого Завета и пять из этих текстов только мимоходом упоминают ее), как традиционный, так и критический подходы к Мириам будут основываться на высокой степени предположений , и обе системы предлагают уникальные идеи.

В соответствии с академической методологией:

  • Мы не можем предполагать, что у авторов текстов о Мириам был тот же набор материалов о Мириам, что и у нас сейчас – на самом деле вполне вероятно, что сведений о Мириам в древности было гораздо больше.
  • Мы не можем быть уверены в связи каждого текста Мириам с другими текстами Мириам.
  • Мы не можем предположить (и это может быть трудно понять), что сестрой детства Моисея была Мириам. Этому персонажу в Исходе 2 никогда не дается имя, и нет никакой явной связи между ней и взрослой Мириам.

Есть высокая вероятность, что героиня Мириам изначально не была сестрой Моисея. Вполне вероятно, что Мириам играла определенную роль лидера в общественной сфере, и ее описания предполагают, что эта роль могла быть в сфере общественного культа в период до того, как библейское священство было установлено только как чисто мужская роль.

Каким лидером была Мириам?

-3

Впервые мы встречаемся с Мариам в Исходе 15:20-21:

שמות טו: כ וַתִּקַּח֩ מִרְיָ֨ם הַנְּבִיאָ֜ה אֲח֧וֹת אַהֲרֹ֛ן אֶת הַתֹּ֖ף בְּיָדָ֑הּ וַתֵּצֶ֤אןָ כָֽל הַנָּשִׁים֙ אַחֲרֶ֔יהָ בְּתֻפִּ֖ים וּבִמְחֹלֹֽת: טו:כא וַתַּ֥עַן לָהֶ֖ם מִרְיָ֑ם שִׁ֤ירוּ לַֽי-הֹוָה֙ כִּֽי גָאֹ֣ה גָּאָ֔ה ס֥וּס וְרֹכְב֖וֹ רָמָ֥ה בַיָּֽם:

Исх 15:20 И взяла Мириам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руку свою, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. 15:21 Мириам пела им: «Пойте ЯХВЕ, ибо Он весьма восторжествовал; коня и всадника его он бросил в море».

Если мы отбросим предания, связывающие Мириам с детством Моисея, то увидим это упоминание в новом свете.

  • Мириам называют пророчицей.
  • Она связана только с Аароном.
  • Она занимается музыкой и танцами.
  • Она поет песню о/к Богу.

Легко понять приписывание гимна великому вождю. Было бы труднее объяснить ассоциацию Мириам с песней. Другими словами, традиция украла песню Мириам и отдала ее Моисею! История дочери Иеффая (Судей 11:34) и битв Саула и Давида с филистимлянами (1 Сам. 18:6 и далее) также описывает традицию женщин публично праздновать победу в битве с песнями, танцами и инструментами.

Мириам в образе жрицы в древние времена

Некоторые ученые предполагают, что эти танцы были не просто выражением радости, а своего рода ритуальной реконструкцией битвы. Ритуальные реконструкции были обычной практикой в ​​месопотамском богослужении. А в Древнем Египте женщины играли роль жриц с ударными инструментами. Кроме того, связь Мириам только с Аароном на этом этапе может свидетельствовать о том, что их связь была более ранней, чем любая из их ассоциаций с Моисеем - что они оба функционировали в культовой сфере.

Все это предполагает, что Мириам, возможно, не была пророчицей в ранней истории израильских традиций. Возможно, этот титул позже был присвоен ей потому, что у библейских писателей монархического периода не было других слов для описания женщины, возглавляющей ритуалы. Вместо этого, если Исход 15 является одной из старейших библейских традиций, это предполагает, что Мириам была известна как лидер ритуального поклонения на ранней стадии, даже если авторы больше не до конца понимали все значение ее пения и танцев.

-4

Мириам присоединяется к семье

Впервые Мириам, Аарон и Моисей связаны как братья и сестры в генеалогии Чисел 26. Если они не были связаны как братья и сестры на ранней стадии израильской традиции, что послужило толчком к тому, чтобы соединить их вместе как семью? У нас нет точных ответов, но очевидно, что традиции, касающиеся Мириам, были достаточно сильны, чтобы ей было отведено видное место в библейских генеалогиях! Она снова появляется в генеалогии 1 Паралипоменон 5:29 (вероятно, в зависимости от традиции Числа 26), снова в контексте колена левитов.

Ее известность также подтверждается Числами 20: 1, в которых записано время и место ее смерти и не связывается ни с Аароном, ни с Моисеем. Она умирает в пустыне по естественным причинам, а не в результате божественного гнева. Ее смерть и погребение в Кадеше предполагают, что она могла быть связана с этим местом на ранней стадии, но авторы библейских текстов больше не знали полной истории.

Помимо Пятикнижия, Мириам упоминается один раз в Михея 6:4. Бог предъявляет иск против Израиля, перечисляя дары, которые Он даровал Израилю:

מיכה ו: ד כִּ֤י הֶעֱלִתִ֙יךָ֙ מֵאֶ֣רֶץ מִצְרַ֔יִם וּמִבֵּ֥ית עֲבָדִ֖ים פְּדִיתִ֑יךָ וָאֶשְׁלַ֣ח לְפָנֶ֔יךָ אֶת־מֹשֶׁ֖ה אַהֲרֹ֥ן וּמִרְיָֽם

Мих 6:4 «Ибо Я вывел вас из земли Египетской и искупил вас из дома рабства, и послал перед вами Моисея, Аарона и Мириам».

Книга Михея говорит нам, что Бог послал Мириам народу Израиля. В самом Пятикнижии не упоминается божественное поручение Мириам, и это убедительно свидетельствует о том, что Михей имел в виду традицию, которая теперь для нас утеряна.

Мириам в Числах 12: пережиток ее древнего положения в качестве ритуального лидера

Когда мы возвращаемся к Числам 12, появляются новые идеи.

  • Мириам не связана с Моисеем как родная сестра. Возможно, она была еще одним лидером общины, не имевшим семейных связей с Моисеем.
  • Ни один из персонажей не называется пророком в этом отрывке. Возможно, дело не в пророчествах, а в более формальных культовых пророческих ролях.
  • Библейский текст не поясняет, какая проблема была у Мириам с кушиткой. Возможно, проблема не имела никакого отношения к личным семейным делам.

Возможным объяснением странностей в тексте может быть то, что библейские авторы унаследовали отрывочные истории и легенды о ранней еврейской предводительницы по имени Мириам. Хотя некоторая память о ней все еще циркулировала в то время, когда библейские писатели были наиболее активны, писателям, возможно, приходилось переосмысливать то, что они получили, в форме, которая соответствовала нормам и ожиданиям своего времени.

В процессе включения материалов, которые они не полностью поняли, их попытки заполнить пробелы или попытаться объяснить неизвестное привели к тому, что тексты в конечном итоге не полностью связны и их трудно разобрать.