Найти тему
Минтранс РЕН ТВ

УДАР НА КОПЕЙКУ - СРОК НА ПОЛГОДА

Частая ситуация – случается и на дорогах, и во дворах, а особенно на парковках крупных торговых центров, где места для маневра ограничено. Ну, задели люди друг друга, - и что? Там ремонтировать-то нечего, - бампер не треснул, краска целая, - заполировал и поехал. Некоторые водители даже не замечают, что кого-то задели и уезжают, а потом их лишают прав. Потому что скрылся с места аварии! А была ли авария? Стоит ли вообще относить такое незначительное повреждение к ДТП? Может пора в законах что-то менять? А что конкретно? Минтранс расскажет.

Москвич Борис Александров всегда считал себя примерным водителем. Он профессионал – работал шофером в крупной компании. За 10 лет ни одной аварии. Но Борису пришлось сменить место работы. Потому что его лишили водительских прав.

Борис Александров, бывший водитель: Стал выезжать с точки и задел машину, но сам факт что ДТП произошло, то, что я задел - я ни сном ни духом не заметил. Потому что машина была у меня в мертвой зоне… Ну и уехал.

Борису как бы не повезло... зато с тянкой пообщался
Борису как бы не повезло... зато с тянкой пообщался

Через несколько дней Бориса вызвали в ГАИ – на следственный эксперимент. При замерах всё сошлось – у пострадавшего мелкая царапина на борту и небольшой скол на фонаре. Кстати, хозяин подбитой машины встал на сторону Бориса. Царапина-то и, правда, три сантиметра, - копеечная. Не лишать же за это прав! Но если заявление есть, то обратной дороги нет.

Сергей Смирной, юрист: Как только в ГАИ получают заявление, они проводят определенные мероприятия – расследования. И даже если уже после того, как заявление было подано, водители договорятся и помирится, и, например, решат вопрос компенсации, то, к сожалению, для сотрудников ГАИ это не имеет никакого значения. Для них есть факт, что была авария и что один из водителей скрылся.

Как же должен был поступить Борис? Ведь на самом деле у него был шанс остаться с правами.

Александр Романов, юрист: Если участник ДТП вообще не осознавал, что он участник аварии, то с точки зрения права он должен нести имущественную ответственность. Если он будет доказывать, что он действительно не мог в данных обстоятельствах даже предположить факт ДТП, то должен быть освобожден от административной ответственности. Потому что умысла на покидание места аварии у него не было.

уеду ща, короче, в деревню на два года и пущщай попробуют найтить
уеду ща, короче, в деревню на два года и пущщай попробуют найтить

Борис мог потребовать проведения специальной экспертизы, чтобы доказать, - удар нельзя было почувствовать. Юристы советуют, - если есть малейшие подозрения, то выйдите и осмотрите автомобиль. Например, москвич Константин Лебедев так и поступил. Он выезжал с парковки и ему показалось, что задел чужую машину. Осмотрел, ничего подозрительного не заметил и уехал. И зря. Всего через два часа ему уже позвонили.

Константин Лебедев, водитель: Меня лишили на полгода водительских прав, хотя под грязью, под слоем грязи, я ничего не увидел. А потом оказалось, там небольшая была царапина.

братишка, я тут чужую тачку поцарапал - сховаться мне надо!
братишка, я тут чужую тачку поцарапал - сховаться мне надо!

Такие царапины на бамперах и притертости на кузове мастера по всей стране устраняют ежедневно на десятках и сотнях автомобилей. Работа недорогая и быстрая. Но если в России автомобилисты готовы воевать даже за тысячу рублей, то в Швеции к машинам относятся намного проще. Виктория Линдгрен о красоте бампера не заботится, - она даже не знает, есть ли на нём какие-то сколы. Говорит, у шведов это в крови.

Виктория Линдгрен, гражданка Швеции: У нас об этом не думают. Я вот сейчас вспоминаю мой бампер и не знаю - поцарапанный он или нет. Я на него никогда не смотрю. У нас есть улицы достаточно узкие, на некоторых только левое движение или только правое… Поэтому иногда очень сложно заехать и сложно встать. А если встал, бывает, уезжаешь - приезжают машины и надо расталкиваться.

Расталкивать машины бампером – почти норма для Франции. На узких парижских улочках свои законы.

Пьер Эдель, гражданин Франции: Люди паркуются немного иначе нежели в Москве и, действительно, приходится иногда чуть-чуть подтолкнуть машины бампером, чтобы влезть в парковку. Бампер – это некий расходный материал.

французская норма парковки - Европа, чо...
французская норма парковки - Европа, чо...

Гравий, дорожная грязь, бордюры, кусты, град – всё это ежедневно испытывает бампер на прочность. Любовь Двойных - директор крупной компании – ко всем дорожным и погодным условиям добавляет еще и неаккуратных водителей. А свое время женщина ценит. Она давно смирилась, что ее машину постоянно кто-то задевает. Офис находится в крупном бизнес-комплексе с маленькой парковкой. На каждую царапину устанешь инспекторов вызывать.

Любовь Двойных, автолюбитель: Как минимум раз в месяц мне кто-нибудь что-нибудь где-нибудь поцарапает. Я уже перестала обращать внимание на все эти ссадины - просто раз полгода крашу бампер.

Однако эксперты предупреждают, - перекраской или полировкой иногда не обойдешься. Может, сам бампер и расходный материал, но неприметный копеечный скол может скрывать ремонт на несколько тысяч.

Алексей Погодаев, мастер-приемщик кузовного цеха: Бампер снимаем - там поврежден усилитель. Ударом снесло два передних радиатора - они могли не потечь и клиент мог не заметить кронштейны, которых великое множество. Ремонт может выйти уже до сотни тысяч рублей.

на бампере были наночастицы - их можно восстановить за лям. делов-то!
на бампере были наночастицы - их можно восстановить за лям. делов-то!

А вот в Германии почти, как в России, - за машиной глаз да глаз. Любая царапина – это повод для звонка в полицию и похода в суд.

Оксана Мороз, гражданка Германии: Бампер - это никак мы не расходный материал. Это целая часть машины, но неприятности случаются и, к сожалению, я тоже была участником одной из таких неприятностей. Моя машина была припаркована параллельно бордюру, никому не мешала, но тем не менее женщина, которая стояла впереди, когда она сдавала назад, она очень хорошо встретила мой бампер. Женщина сама вызвала полицию. Полиция приехала, оформила протокол, а мне под дворником оставили записку о том, что произошел такой инцидент.

В Германии видеорегистраторы запрещены, - действует закон о защите персональных данных. Но на сознательности немцев отсутствие видеодоказательств не сказывается. Если кто-то скроется с места аварии, его все равно найдут. И обязательно накажут, говорит Оксана.

не знаю как в Германии, а у нас День Победы - 9 мая!
не знаю как в Германии, а у нас День Победы - 9 мая!

Оксана Мороз, гражданка Германии: В случае повреждения ставят дырки, как в советских правах. Всего их 10 может быть. Они действуют 2 года, а после сгорают. И кроме того, лишение прав сроком на 3 года в случае сокрытия с места аварии.

В Швейцарии за царапину на чужой машине придется выложить целое состояние.

Алёна Хорошева, гражданка Швейцарии: Если человек уезжает с места ДТП, то полиция приезжает, фиксирует этот случай и уже ищет этого человека. Если находит, тогда штраф несколько сотен франков, и человек должен оплатить штраф за юридические услуги. Так как в Швейцарии они стоят дорого, то может вылиться в несколько тысяч франков.

видали, чего в Америке придумали. сразу видно - капиталисты!
видали, чего в Америке придумали. сразу видно - капиталисты!

На другой стороне океана, в США в Нью-Йорке парковка с контактом – это норма. Некоторые водители устанавливают специальные резиновые накладки – и спереди, и сзади. От аварии они не спасут, но вот от притертостей и царапин защитят. Москвич Алексей Зайцев с такими заокеанскими хитростями был не знаком. Он вернулся из отпуска, а его автомобиль стоит с поцарапанным бампером. Алексей провел собственное расследование.

Алексей Зайцев, автолюбитель: Там были следы бежевой краски. Мой автомобиль тёмно-синий – соответственно, было очень заметно. Я увидел машину в соседнем дворе, подъехал, подставил свои царапины к его повреждениям, - всё совпало. Буду добиваться справедливости в правовом поле.

Алексей считает, что виновник скрылся с места аварии, а значит, его должны лишить прав. Эксперты уверяют, - послаблений в законодательстве пока ждать не стоит. Поэтому автомобилистам надо перенимать европейский опыт, – уметь договариваться даже если царапина копеечная. Ведь если сэкономите время сегодня и оставите место аварии, то завтра, возможно, придется пересесть на общественный транспорт.

инспектор идёт вам навстречу
инспектор идёт вам навстречу