Здравствуйте!
Вот ведь как бывает — возьмешься, дрожа слабеющими коленками, за какое-то большое дело, начнешь грызть его потихонечку, а там, глядишь, и втянулся уже, и какие-то новые мысли в голову приходят… И начинаешь ты уже посматривать на что-то новое: а не приступить ли?
Вот уже год, как канал Библио-лаборатория ведет проект «Все «Искатели»», скрупулезно, выпуск за выпуском читая наш любимый альманах и публикуя отчеты обо всех произведениях каждого номера. Должен признаться, что благодаря этому проекту открыл для себя массу до того неизвестных мне произведений и авторов. Прекрасных произведений и авторов.
Помимо советской фантастики, с которой я худо-бедно все-таки был знаком, «Искатель» познакомил меня и с неожиданно обширным и интересным миром советских детективов. Интерес мой рос с каждым прочитанным произведением, и, в конце концов, созрел для того, чтобы открыть на канале новую рубрику, которую пока назову «Золотой фонд советского детектива». Сначала хотел назвать «Забытый советский детектив», но мне справедливо указали, что не всеми этот жанр забыт… Но если у вас есть какие-то более удачные предложения — пишите, обсудим.
Отдельную благодарность хочу выразить моему подписчику, активному читателю и комментатору Сергею Ситало, который горячо поддержал мою идею и в комментариях к ней уже практически сформировал для нее контент-план как минимум на полгода вперед. Книгу для первой статьи рубрики тоже посоветовал он. Спасибо!
Для «пилотного» выпуска я выбрал роман с довольно необычной судьбой. Принадлежит он перу писатели Валентина Иванова, которого я знаю еще с детства — зачитывался взахлеб его историческим романом «Повести древних лет». Иванов написал еще два знаменитых исторических романа - «Русь изначальная» и «Русь великая», но мало кто знает, что в 1956 году был опубликован его детективный роман «Желтый металл». (Оцените мои наивные аналогии: "Золотой фонд" открываю обзором книги о золоте). Опубликован… И почти сразу же запрещен, а тираж — изъят из продажи. В следующий раз его переиздали лишь почти 60 лет спустя — в 2015 году…
Давайте вкратце разберемся с содержанием книги, а потом немного обсудим, за что на нее так взъярилась советская цензура. Сюжет романа вертится вокруг разветвленной и изощренной схемы хищения и перепродажи золота (отсюда название) с сибирских приисков. Роман выстроен не как классический детектив, а скорее в духе сериала «Коломбо»: все преступники известны с самого начала, вопрос только в том, как именно следователи «раскрутят» их преступления.
Собственно, первая половина романа куда больше напоминает классику «нуара». Наглядная картина постепенной моральной деградации героев, роковые женщины, фактически — ни одного положительного персонажа (во всяком случае, в советском понимании «положительности»), саморазрушительное поведение, ведущее к неизбежному краху всех их преступных начинаний. Следователь Нестеров лишь мелькает в самом начале, и появляется в качестве активного персонажа лишь ближе к концу, когда Иванов описывает раскрытие преступной схемы и арест всех участников.
И вот тут мы подходим к самому интересному - за что же роман был разгромлен и запрещен? Общепринятая версия - «ксенофобия» и негативные характеристики целых этнических групп. Да, действительно, часть преступников в романе — этнические меньшинства СССР (хотя далеко не все), и за Ивановым действительно числился такой грешок, как склонность к шовинизму. Но тут надо заметить, что, во-первых, роман был написан по материалам подлинных уголовных дел, из которых слово выкинуть куда сложнее чем из песни, а во-вторых, половина преступников, включая главного негодяя — русские.
И вот тут, внимательно вчитываешься в текст, выхватываешь то тут, то там пассажи, которые наверняка должны были куда больше взбесить партийно-литературных функционеров. Потому что именно по бесталанным выслужливым функционерам Иванов бьет беспощадно, наотмашь. В романе кратко описывается целая биография такого человека, который никогда не имел собственных убеждений, кроме единственного: смотреть в рот начальству, повторять его лозунги и механически выполнять любые приказы. «Прикажут убирать урожай — уберет, а нет — пусть хоть на корню все сгниет, пальцем не пошевелит: приказа не было». Удар, как говорится, ниже пояса.
В какой-то момент для меня словно сдуло легкую пудру идеологии и я увидел персонажей другими глазами: изломанные, задушенные историей люди, переставшие понимать, зачем и ради чего жить.
Вот описание «кулака» Брындыка:
Когда-то в своем кулацком хозяйстве Брындык работал наравне с временными батраками, ел с ними за одним столом. Он не обсчитывал батраков и односельчан, долги не вымогал, не стремился к мгновенному обогащению, не обманывал тех с кем договаривается. И считал, что никаких законов не нарушает.
Вопрос: так в чем же в итоге провинился перед властью этот честный работящий человек, вынужденный бросить все и бежать (что потом и привело его к пониманию, что ничего хорошего от власти нельзя ждать)? Какие законы он нарушил?
Да и мрачный, угрюмый дед-старовер своим стоицизмом в итоге вызывает даже некоторую симпатию (обратите внимание на последнюю фразу):
- Прошу суд учесть наш возраст и дать нам столько, сколько мы принять можем. Годочков пять мы еще примем. А больше может и не выйти. Так что в долгу перед судом не остаться бы нам.
Ну и совсем уже дико в советском романе практически сталинской эпохи звучит резкая отповедь следователя одному из мошенников:
- Вы не путайте бога в свои грязные дела! - сурово остановил его Нестеров. - С именем бога наши отцы и деды родину защищали!
Удивительно, но все ограничилось парой разгромных статей и изъятием тиража. Ни к Иванову, ни к редактору Прусовой, ответственной за выпуск романа, никаких ощутимых мер принято не было. Возможно, роман настолько болезненно ударил по уязвимым местам тогдашнего общества, что партноменклатура не рискнула подымать дальнейшую шумиху, чтобы не привлекать к книге лишнего внимания (есть и такая теория, на мой взгляд, слегка отдающая конспирологией). Факт остается фактом — роман исчез на несколько десятков лет, а Иванов продолжил литературную деятельность (правда, к детективному жанру уже больше не возвращался).
В качестве послесловия еще раз обращусь к вам, мои уважаемые подписчики и читатели: не забывайте поддерживать канал лайком, а кто не подписался — подпиской, и обязательно высказывайте свои пожелания и предложения в комментариях. Обещаю взять все на заметку и учесть на будущее!