В Советском Союзе существовал настоящий культ Человека – покорителя природы, строителя светлого индустриального будущего. Бесстрашные геологи, суровые первопроходцы БАМа, вечно чумазые нефтедобытчики, веселые стройотрядовцы становились героями книг и песен, фильмов и театральных постановок, картин и скульптур.
В 1985 году в Ленинграде открылась выставка работ современных художников под названием «Советская Россия». Среди представленных работ оказалась прекрасная, но совершенно забытая сегодня картина «Быть в тайге городам».
Ее автор – Андрей Алексеевич Яковлев (1934-2012), москвич, ставший ленинградским художником. С 60-х годов он работал в эстетике реализма. Уже в наше время стал Народным художником России и членом Российской академии художеств. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, российских и зарубежных частных собраниях.
Наиболее известен его цикл работ о Крайнем Севере. Андрей Яковлев путешествовал по Кольскому полуострову, Шпицбергену, Таймыру, Чукотке и переносил на свои картины, то, что видел лично.
В конце 70-х - начале 80-х Андрей Яковлев в течение нескольких лет неоднократно выезжал на стройки БАМа в Сибири и на Дальнем Востоке. Итогом творческих путешествий стал цикл работ «Ленинградские километры БАМа», посвященный землякам, прокладывающим путь в светлое будущее в сибирской тайге. Названия картин соответствующие – «Монтаж главного проходческого щита Северомуйского туннеля БАМа», «682-й километр будущей магистрали» и т.д.
За свои работы Андрей Александрович в 1986 году был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
«Быть в тайге городам» картина из той же «ленинградско-бамовской» серии. На ней изображен юноша с целеустремленным взглядом, направленным на восток. Туда, где у нас на карте тайга. Молодой человек одет в брезентовую штормовку, у его ног походный рюкзак, а сидит он на фоне уже не существующего терминала ленинградского аэропорта Пулково.
И название, и антураж подсказывают нам – вот он, новый строитель Байкало-Амурской магистрали. Советский романтик. Пример для подражания подрастающему поколению. Человек, перед которым открыт весь мир!
Вот только на дворе 1985 год. Картина явно опоздала во времени. И дело даже не в уже начавшейся Перестройке.
Культ романтиков-созидателей в СССР давно изжил себя. В непроходимую глушь советский человек отправляется не «за туманом, не за мечтами и не за запахом тайги», а за длинным рублем. «Зеленое море тайги» давно превратилась в место, где можно за пару сезонов заработать на машину и кооперативную квартиру.
Наверное, замечательный соцреалист Андрей Яковлев видел своего героя романтиком из 60-х, когда не только ради денег, но и по зову сердца и партии, юноши и девушки отправлялись во все закоулки нашей Родины. Но в 70-е на смену идейному энтузиазму пришли суровые будни неустроенного быта и желание жить красиво. Вполне себе нормальное желание для любого человека. В 80-е романтика тайги окончательно сменилась прагматизмом рубля, дефицитных товаров и всемогущего блата.
Друзья! Если вам понравилась статья – пожалуйста, поддержите автора: поставьте лайк и подпишитесь на канал! Заранее спасибо!
Да и сами жители таежных городов, а точнее поселков и железнодорожных станций, возникших при БАМе, не особо радовались, что им довелось жить именно здесь. Не случайно одна из версий популярной бамовской частушки звучала так:
Тында, Звездный, Беркакит – голубые дали,
Мы такие города – на х.. видали!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: