Найти в Дзене

Кесатикау. Как жители Осетии спасали древний храм

На самой границе Северной и Южной Осетии, совсем рядом с Рокским тоннелем, в приграничной полосе, есть храм. Когда его построили, никто не знает. Скорее всего, в 10 или 11 веке, но может и раньше. Село Кесатикау, рядом с которым находится храм, считается родовым гнездом рода Кесаевых. Многие века в ущелье бурлила жизнь, здесь было много селений. Затем люди стали покидать эти места - жизнь в горах суровая. А потом прямо рядом с селом поставили погранзаставу, а само ущелье оказалось за цепочкой блокпостов. Однако выходцы из села - представители рода Кесаевых, которых жизнь разбросала по разным уголкам Осетии и даже мира - про храм не забыли. И однажды решили его восстановить. Но все оказалось не так просто, как они думали... Аслан Кесаев: Однажды я пришёл сюда, думал помолиться, покреститься. Зашёл, а тут коровы, голов 50, от тени прячутся. Я взял и выгнал их отсюда. И так мне больно стало. Больно, очень больно. Я поехал домой, привёз сетку и обтянул храм сеткой, чтобы скот сюда не за

На самой границе Северной и Южной Осетии, совсем рядом с Рокским тоннелем, в приграничной полосе, есть храм. Когда его построили, никто не знает. Скорее всего, в 10 или 11 веке, но может и раньше.

Северная Осетия. Храм в селе Кесатикау
Северная Осетия. Храм в селе Кесатикау

Село Кесатикау, рядом с которым находится храм, считается родовым гнездом рода Кесаевых.

Многие века в ущелье бурлила жизнь, здесь было много селений. Затем люди стали покидать эти места - жизнь в горах суровая. А потом прямо рядом с селом поставили погранзаставу, а само ущелье оказалось за цепочкой блокпостов. Однако выходцы из села - представители рода Кесаевых, которых жизнь разбросала по разным уголкам Осетии и даже мира - про храм не забыли. И однажды решили его восстановить. Но все оказалось не так просто, как они думали...

Аслан Кесаев. Идея пришла в голову именно ему!
Аслан Кесаев. Идея пришла в голову именно ему!

Аслан Кесаев:

Однажды я пришёл сюда, думал помолиться, покреститься. Зашёл, а тут коровы, голов 50, от тени прячутся. Я взял и выгнал их отсюда. И так мне больно стало. Больно, очень больно. Я поехал домой, привёз сетку и обтянул храм сеткой, чтобы скот сюда не заходил. Потом мы на фамильный сход собрались, и я сказал: «Ребята, давайте соберём деньги, даже пусть по 100 рублей, по 500 рублей. Надо восстановить этот храм». И все меня поддержали.

Аслан поставил забор, чтобы в храм не заходили коровы
Аслан поставил забор, чтобы в храм не заходили коровы

А как тут не поддержать! Ведь храм с богатейшей историей. И много значит для всех жителей села Кесатикау.

Тамара Калоева. Помнит храм с раннего детства
Тамара Калоева. Помнит храм с раннего детства

Тамара Калоева

Этот храм я помню, сколько помню саму себя. Стены стоят, а вот крыши не было уже в годы моего детства. Как я слышала от старших, она обрушилась в 1942-м году. Война, мужчины на фронте. Была снежная зима, и никто не мог подняться, чтобы очистить крышу. В итоге под тяжестью снега она рухнула эта крыша. Я где-то в 70-е годы поднимала вопрос о реставрации храма, ходила к Кузнецову. Это наш знаменитый археолог (Владимир Александрович Кузнецов, археолог, один из крупнейших специалистов по средневековой истории Северного Кавказа - ПНП). И тогда мне сказали, что самим это трогать нельзя. Мы тогда хотели своими силами поставить каркас, чтобы дальше стены не рушились. Но нужно было получать разрешение в Ленинграде, это была целая волокита. И к сожалению, мы не смогли это сделать.

Храм в селе Кесатикау. Вид с дороги
Храм в селе Кесатикау. Вид с дороги

Тогда не смогли. А уже в наши дни бывшие жители села объединились. И стали расчищать завалы внутри храма.

Сталбек Кесаев. Показывает каменные плиты у стен храма.
Сталбек Кесаев. Показывает каменные плиты у стен храма.

Сталбек Кесаев

Начали сперва большие камни из храма выносить. Потом стали на тачках вывозить землю. Вычистили до каменного пола. Поднимаем один слой каменных плит, там следующий слой. И так несколько слоев. Мы до 3 слоя дошли. И дальше не стали. Мы хотели привести храм в порядок, чтобы он стал действующим, чтобы в нем можно было молиться. Я не говорю про роспись, до росписи мы бы не дошли, но хотели все для этого подготовить.

Храм в селе Кесатикау. Древние стены
Храм в селе Кесатикау. Древние стены

Тамара Калоева:

Терять такие памятники - особенно в таких районах отдалённых – это, я считаю, преступление. Если оглянуться назад то этот храм сыграл большую роль в историю нашего села. Когда храм уже не действовал, в нем работала сельская школа. И очень многие жители села - и военные, и врачи, и политики, и учителя, которые прославили не только свою фамилию, свой род, но и всю Осетию - азы наук получали именно здесь. Поэтому я считаю, что восстановить храм – это священный долг наш.

Храм в селе Кесатикау. Там, за перевалом, уже Южная Осетия.
Храм в селе Кесатикау. Там, за перевалом, уже Южная Осетия.

Кесаевы приступили к делу с самыми благими намерениями. Но дорога к храму оказалась непростой...

Хотите узнать, чем закончилась история с самостоятельным ремонтом древнего храма?

Смотрите ролик на ютуб-канале "Предки наших предков".

И делитесь в комментариях своим мнением. Что Вы думаете о благородном поступке бывших жителей села Кесатикау?

И подписывайтесь на канал Предки наших предков!