В школе я учился плохо, на тройки. В основном не хватало внимания. Я часто отвлекался и терял нить повествования, а затем терял интерес, так как переставал понимать, что объясняет учитель. С математикой и точными науками было совсем плохо, гуманитарные науки давались чуть лучше, но на четверку я их всё же не тянул. Лучше всего дело обстояло с биологией, географией, ОБЖ и МХК (мировой художественной культурой). Эти предметы не требовали решения каких-либо сложных задач и заучивания, поэтому давались мне легче. Когда пришло время готовиться к поступлению, вариант созрел сам собой: биолого-географический факультет местного педагогического вуза. Этот вуз закончила моя мама, она знала многих преподавателей, плюс я неплохо подготовился к вступительным экзаменам (ЕГЭ еще не было). В итоге я поступил на бюджет.
Шаг был не очень осознанным. Основные аргументы звучали так: надо где-то учиться и избежать на пять лет службы в армии. Однако школьный интерес к биологии и географии, а также довольно серьезная подготовка к экзаменам привели к тому, что я был мотивирован на учебу. Я знал, что не пойду работать в школу, но учиться мне нравилось. Конечно, нравились не все предметы, многое было трудно и непонятно, но в целом наконец пришла определенная осознанность, я учился хорошо и был одним из десятка лучших студентов на курсе. А курс был большой, около ста человек на старте.
Я переживал, что учусь в институте с низким рейтингом и получаю профессию, которой скорее всего не смогу прокормиться даже я сам, не говоря уж о том, чтобы после окончания жениться и завести семью. Эти мысли сильно беспокоили меня во время учебы. Но если бы я мог сейчас дать совет себе тогдашнему, я бы сказал, что беспокоиться точно не стоило. Дело в том, что я получал достаточно широкое образование. Это свойство педагогических вузов. В них вы изучаете не только свой предмет (например биологию или географию), но и в довольно большом объеме общественные науки: психологию, педагогику, философию. Была конечно и математика, и химия (по ней единственная тройка в дипломе). Благодаря тому, что учиться мне в основном нравилось, я усваивал довольно большой объем знаний. Так получилось, что большинство из них мне непосредственно в жизни не пригодились, но это не важно, ведь знания нас воспитывают, формируют кругозор и научную (адекватную) картину мира - в этом их основная ценность. Я неосознанно сформировал для себя ориентиры, выбрал вдохновляющие примеры. Это были в основном известные ученые советского периода, поэты, писатели, инженеры. В провинции было мало других достойных примеров, например не было инновационных предпринимателей. А к тем предпринимателям, что были, относились не очень хорошо, так как она занимались торговлей, а это не считалось достойным (и зря).
В итоге я стал представлять себе достойный жизненный путь как путь специалиста высокого класса, эксперта в своей области, работающего в крупной компании. Но вот как встать на этот путь и идти по нему я совершенно себе не представлял. Быть учителем в школе - не моё, да это и далеко от описанного идеала карьеры. Крупных компаний в городе не было. Переезд в другой город и регион представлялся мне тогда почти нереальным, так как не было успешных примеров среди знакомых и родственников. Короче говоря, я пребывал в некотором смятении. Сам для себя я описывал это состояние как подвешенность в тумане: вокруг ничего не видно и нет почвы под ногами. Полная дезориентация.
Итак, интерес к учебе и ориентированность на построение карьеры высококлассного специалиста сочетались у меня во время студенчества с сильной тревогой за своё будущее. Я не знал с чего начать карьерный путь, не знал какую сферу выбрать, не представлял как попасть в какую-либо отрасль кроме педагогики. Я предполагаю, что у многих нынешних студентов, где бы они ни учились и какую бы профессию не получали, возникают подобные проблемы. Конечно, каждый случай индивидуален. Вот какие советы я мог бы дать сейчас себе двадцатилетнему. Думаю, подобные советы были бы полезны многим студентам, получающим первую "вышку".
- Если ты поступил на специальность, которая тебе нравится, или ты изучаешь предметы, которые любил в школе и твой интерес не прошел - ни о чем не беспокойся, просто наслаждайся учебой. В ВУЗе ты более свободен в организации своего учебного времени, чем в школе. Пользуйся этим! Ходи на лекции, которые тебе нравятся, читай про интересующие тебя вещи. Такой искренний интерес обязательно сделает тебя глубже, компетентнее, развитее. И пусть тревога за будущее тебе не мешает. Совсем отделаться от нее не получится, но делай то, что должен, и будь что будет.
- Не обязательно учить всё подряд. Мне например вполне хватало выучивать половину билетов к экзаменам (экзамены были в основном устные). Таким образом на один вопрос в билете я гарантированно отвечал, на остальные можно было наговорить что-то, что услышал на семинарах / лекциях. Обычно таким методом я получал не меньше четверки.
- Не переживай, что получаешь специальность, за которую мало платят. Ты молод и у тебя куча времени на переучивание. Учись сейчас тому, что тебя вдохновляет. Используй все подходящие для тебя возможности, которые дает ВУЗ (кружки, самодеятельность, стройотряды и т.д.).
- Прислушайся к себе. Если ты в глубине души не приемлешь поражение (отчисление), то ты скорее всего доучишься и получишь диплом. Подсознание поможет тебе найти выход и даст необходимые силы. У меня не раз были ситуации, когда я осознавал, что что-то, что мне не дается, надо просто сделать. И я просто делал, силы и терпение находились.
- Если что-то не получается - не бросай попыток. Рано или поздно получится.
Я был далеко не самым умным и трудолюбивым студентом, но тем не менее неплохо закончил институт. Можно сказать, что я прилагал минимум усилий. Однако благодаря тому, что многие учебные предметы мне очень нравились, я смог обогатиться знаниями и вдохновением. А благодаря сложным и неинтересным предметам я прокачал волю и коммуникативные навыки.
В целом я бы сказал, что ВУЗ не сделал меня трудолюбивым и не очень-то подготовил ко взрослой жизни. Но путь лентяя этого и не предполагает) Однако я совершенно точно зарядился внутренним содержанием, которое греет меня и по сей день.