Найти тему

2. Учеба

В школе я учился плохо, на тройки. В основном не хватало внимания. Я часто отвлекался и терял нить повествования, а затем терял интерес, так как переставал понимать, что объясняет учитель. С математикой и точными науками было совсем плохо, гуманитарные науки давались чуть лучше, но на четверку я их всё же не тянул. Лучше всего дело обстояло с биологией, географией, ОБЖ и МХК (мировой художественной культурой). Эти предметы не требовали решения каких-либо сложных задач и заучивания, поэтому давались мне легче. Когда пришло время готовиться к поступлению, вариант созрел сам собой: биолого-географический факультет местного педагогического вуза. Этот вуз закончила моя мама, она знала многих преподавателей, плюс я неплохо подготовился к вступительным экзаменам (ЕГЭ еще не было). В итоге я поступил на бюджет.

Шаг был не очень осознанным. Основные аргументы звучали так: надо где-то учиться и избежать на пять лет службы в армии. Однако школьный интерес к биологии и географии, а также довольно серьезная подготовка к экзаменам привели к тому, что я был мотивирован на учебу. Я знал, что не пойду работать в школу, но учиться мне нравилось. Конечно, нравились не все предметы, многое было трудно и непонятно, но в целом наконец пришла определенная осознанность, я учился хорошо и был одним из десятка лучших студентов на курсе. А курс был большой, около ста человек на старте.

Я переживал, что учусь в институте с низким рейтингом и получаю профессию, которой скорее всего не смогу прокормиться даже я сам, не говоря уж о том, чтобы после окончания жениться и завести семью. Эти мысли сильно беспокоили меня во время учебы. Но если бы я мог сейчас дать совет себе тогдашнему, я бы сказал, что беспокоиться точно не стоило. Дело в том, что я получал достаточно широкое образование. Это свойство педагогических вузов. В них вы изучаете не только свой предмет (например биологию или географию), но и в довольно большом объеме общественные науки: психологию, педагогику, философию. Была конечно и математика, и химия (по ней единственная тройка в дипломе). Благодаря тому, что учиться мне в основном нравилось, я усваивал довольно большой объем знаний. Так получилось, что большинство из них мне непосредственно в жизни не пригодились, но это не важно, ведь знания нас воспитывают, формируют кругозор и научную (адекватную) картину мира - в этом их основная ценность. Я неосознанно сформировал для себя ориентиры, выбрал вдохновляющие примеры. Это были в основном известные ученые советского периода, поэты, писатели, инженеры. В провинции было мало других достойных примеров, например не было инновационных предпринимателей. А к тем предпринимателям, что были, относились не очень хорошо, так как она занимались торговлей, а это не считалось достойным (и зря).

В итоге я стал представлять себе достойный жизненный путь как путь специалиста высокого класса, эксперта в своей области, работающего в крупной компании. Но вот как встать на этот путь и идти по нему я совершенно себе не представлял. Быть учителем в школе - не моё, да это и далеко от описанного идеала карьеры. Крупных компаний в городе не было. Переезд в другой город и регион представлялся мне тогда почти нереальным, так как не было успешных примеров среди знакомых и родственников. Короче говоря, я пребывал в некотором смятении. Сам для себя я описывал это состояние как подвешенность в тумане: вокруг ничего не видно и нет почвы под ногами. Полная дезориентация.

-2

Итак, интерес к учебе и ориентированность на построение карьеры высококлассного специалиста сочетались у меня во время студенчества с сильной тревогой за своё будущее. Я не знал с чего начать карьерный путь, не знал какую сферу выбрать, не представлял как попасть в какую-либо отрасль кроме педагогики. Я предполагаю, что у многих нынешних студентов, где бы они ни учились и какую бы профессию не получали, возникают подобные проблемы. Конечно, каждый случай индивидуален. Вот какие советы я мог бы дать сейчас себе двадцатилетнему. Думаю, подобные советы были бы полезны многим студентам, получающим первую "вышку".

  1. Если ты поступил на специальность, которая тебе нравится, или ты изучаешь предметы, которые любил в школе и твой интерес не прошел - ни о чем не беспокойся, просто наслаждайся учебой. В ВУЗе ты более свободен в организации своего учебного времени, чем в школе. Пользуйся этим! Ходи на лекции, которые тебе нравятся, читай про интересующие тебя вещи. Такой искренний интерес обязательно сделает тебя глубже, компетентнее, развитее. И пусть тревога за будущее тебе не мешает. Совсем отделаться от нее не получится, но делай то, что должен, и будь что будет.
  2. Не обязательно учить всё подряд. Мне например вполне хватало выучивать половину билетов к экзаменам (экзамены были в основном устные). Таким образом на один вопрос в билете я гарантированно отвечал, на остальные можно было наговорить что-то, что услышал на семинарах / лекциях. Обычно таким методом я получал не меньше четверки.
  3. Не переживай, что получаешь специальность, за которую мало платят. Ты молод и у тебя куча времени на переучивание. Учись сейчас тому, что тебя вдохновляет. Используй все подходящие для тебя возможности, которые дает ВУЗ (кружки, самодеятельность, стройотряды и т.д.).
  4. Прислушайся к себе. Если ты в глубине души не приемлешь поражение (отчисление), то ты скорее всего доучишься и получишь диплом. Подсознание поможет тебе найти выход и даст необходимые силы. У меня не раз были ситуации, когда я осознавал, что что-то, что мне не дается, надо просто сделать. И я просто делал, силы и терпение находились.
  5. Если что-то не получается - не бросай попыток. Рано или поздно получится.
-3

Я был далеко не самым умным и трудолюбивым студентом, но тем не менее неплохо закончил институт. Можно сказать, что я прилагал минимум усилий. Однако благодаря тому, что многие учебные предметы мне очень нравились, я смог обогатиться знаниями и вдохновением. А благодаря сложным и неинтересным предметам я прокачал волю и коммуникативные навыки.

В целом я бы сказал, что ВУЗ не сделал меня трудолюбивым и не очень-то подготовил ко взрослой жизни. Но путь лентяя этого и не предполагает) Однако я совершенно точно зарядился внутренним содержанием, которое греет меня и по сей день.