Найти в Дзене

ОБ УНЫНИИ

У уныния много причин. В уныние по большей части впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия Оптинского, дававшего свои наставления в краткой стихотворной форме, есть такие слова: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет, а если к нему смирения и терпения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные желания и нечистая совесть.
Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие: «человек не в настроении». Что такое «не в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А начинается это «не в настроении» с того, что человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он хотел, вопреки его планам-желаниям. Так чт

У уныния много причин. В уныние по большей части впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия Оптинского, дававшего свои наставления в краткой стихотворной форме, есть такие слова: «Скука – унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет, а если к нему смирения и терпения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные желания и нечистая совесть.

Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие: «человек не в настроении». Что такое «не в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А начинается это «не в настроении» с того, что человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он хотел, вопреки его планам-желаниям. Так что к унынию причин очень много.

Но самая главная причина – безверие. Вообще жизнь людей неверующих – это, мне кажется, процесс бессмысленного существования, ведь человек не понимает, что было, что есть, что будет, чем вообще закончится наша жизнь. Потому что человек неверующий не может ответить на самый страшный, самый главный вопрос: а в чем вообще тогда смысл болезни? В страдании, в самоумирании? Как с этим быть? А в состоянии уныния человек хотя бы иногда об этом задумывается. Задумывается о том, чем закончится жизнь, зачем он живет. Ведь люди не знают, для чего живут. Вот говорят: живем для лучших поколений. А лучшие поколения тоже не будут знать, для чего они живут. И поэтому человек хочет заглушить память о конечности своей жизни. Заглушает чем угодно, потому что когда начинает об этом думать – унывает. А чтобы не унывать, придумывает бесконечные формы развлечений, чтобы только о конечности жизни и ее бессмысленности не задумываться.

Преподобный Исаак Сирин написал потрясающие слова: «Диавол дал человеку все сокровища мира с одной только целью – чтобы навсегда из его головы убрать мысль о его конечности». Потому что знает лукавый: как только западет эта мысль в сердце человека, тогда и встанет он на путь исправления. Потому что если есть вечность, тогда не страшно. Не страшны ни болезни, ни смерть, ни мученичество. Тогда человек не боится постоять за свои убеждения, постоять за другого человека, отдать жизнь за другого человека, отдать жизнь за родину. Он этого не боится, потому что у него есть убеждения. Потому что у него есть вера, дающая осознание, что смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет.

Человек, который не боится смерти, и унывать не может, потому что ничто не способно выбить его из седла.

В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь;
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
…В одно окно смотрели двое.

Нет ничего важнее устроения человека, потому что от устроения зависит настроение. Если у тебя пессимистическое устроение, то ты будешь в бесконечном, непрекращающемся унынии, в депрессии, в апатии. А человек, имеющий устроение оптимистическое, положительный взгляд на жизнь, что бы ни произошло, думает: всё было – и всё прошло, и это пройдет, все переживем.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)