Найти в Дзене

Примерный тест ЕГЭ по литературе 2022

Набираю учеников на следующий учебный год 2022-2023, количество мест ограничено!
Набираю учеников на следующий учебный год 2022-2023, количество мест ограничено!

Тест 2022

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Глава V

Строфа XI

И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
1
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.

Строфа XII

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
1
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла — и что ж? медведь за ней!

Строфа XIII

Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
1
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

Строфа XIV

Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.

Строфа XV

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет.

Строфа XVI

Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
1
Там карла с хвостиком,
2 а вот
Полужуравль и полукот.

Ответами к заданиям 1–4 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1) Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?

2) В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

3) Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

A) Онегин

Б) Татьяна

B) Ленский

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1) цельность и нравственная чистота

2) романтичность и несдержанность

3) разочарованность и скептицизм

4) легкомыслие и глупость

4) Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённый фрагмент делится на ______, представляющие собой сочетания строк, объединённых общей мыслью и являющихся ритмическим и синтаксическим целым. Представленное четырнадцатистишие получило название _____________.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1 Какое значение имеет образ медведя во сне Татьяны?

5.2 Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6. Выберите ОДНО произведение для сопоставления ( не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6) Сопоставьте с произведением отечественной или зарубежной литературы романом в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, где есть описание сна?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

Булат Окуджава

«Песенка об Арбате»

Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.

1959 г.

Ответами к заданиям 7–9 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

7) Стихотворение Б. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ___________. Как правило, произведения этого литературного рода характеризуются созвучием концов стихотворных строк, называемым ______.

8) Как называется рифма, использованная во всех строфах стихотворения?

9) Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в произведении Булата Окуджавы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Инверсия

2. Гротеск

3. Повторы

4. Ассонанс

5. Метафора

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10. 1. Какими чувствами наполнено авторское размышление об Арбате?

10. 2. Как обращение «Ах, Арбат, мой Арбат» помогают передать идею произведенияБ. Окуджавы «Песенка об Арбате»? .

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 11. Выберите ОДНО произведение для сопоставления ( не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

11) В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному в стихотворению Б.  Ш. Окуджавы

12.1. В чём заключается драматизм любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

12.2. Какое место в системе персонажей «Обломова» занимает образ Захара? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)

12.3. Какова роль образов-символов в раскрытии идейного содержания пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?

12.4. Дуэль в русской литературе XIX века.

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

_____________________________________________

По подготовке к ЕГЭ, ОГЭ по литературе и проверке сочинений обращайтесь по адресу nataliefaznataliefaz@yandex.ru. Наталья.

Если у вас был подобный тест на экзамене, пишите в комментариях!