Где проходит граница между галантными любовными романами в мягких обложках и другими романами - семейными сагами, автобиографиями, детективами, историческими, фантастическими произведениями?
Исторический роман "Унесëнные ветром" можно назвать срезом эпохи. Маргарет Митчелл описала жизненные перипетии южан-плантаторов во всей полноте, от довоенной безмятежности до бурлящего, яркого взлëта активности частного капитала, эдакого НЭПа с его вульгарной обыденной жизнерадостностью. Но при экранизации основной темой выбрали любовные перипетии героини и еë третьего мужа Ретта Батлера на фоне войны, опустив или упростив всё другие темы.
Семейная сага "Поющие в терновнике" при экранизации была безжалостно обрезана до скандального романа одной из главных героинь со священником. Увы, тяжëлая, незнакомая нам и близкая австралийским читателям жизнь семьи Клири осталась за кадром.
"Мельница на Флоссе" - это роман, состоящий из семи книг, в которых рассказывается о семье Талливер и о взрослении младшего поколения - Томе и Мэгги. В первой книге герои совсем ещё дети, но к пятой Мэгги повзрослела и столкнулась с муками первого чувства любви. Дальнейшее повествование связано с тяжëлым выбором между любовью и долгом. Итак, тема выбора спутника жизни появилась на последней трети романа. Почему же экранизация сосредоточена на том, что "брат девушки, Том, запрещает сестре встречаться с сыном заклятого врага, Мэгги ничего не может поделать со своими чувствами"?! Не любви сопротивляется Мэгги, но своему свободолюбию. Вольная натура девушки требует забыть о долге (барышня в 19 веке должна всём и каждому и не вольна над своими чувствами и поступками, будучи имуществом отца, мужа, брата или иного родственника). Несмотря на то, что мисс Талливер зарабатывает себе на жизнь самостоятельно, давая частные уроки, она скована обычаем и законами. "Верность и постоянство не означают, что нам позволено поступать, как легче и приятней всего для нас самих; это скорее отказ от всего, что может причинить несчастье людям, самой жизнью поставленным в зависимость от нас" - говорит девушка своему возлюбленному. Даже сохранив репутацию, то есть выйдя замуж, Мэгги потеряет семью - либо горячо любимого брата, либо ни в чëм не виноватую кузину.
Книги, подобные выше упомянутым, я не отношу к любовным романам и мне жаль, что режиссёры и сценаристы сводят сложные, подчас неразрешимые проблемы к историям про Ромео и Джульетту (или про Отелло и Дездемону).
Значит ли это, что мне не по нраву лëгкое чтиво и любовным историям не место на моих книжных полках? Вовсе нет, попкорновые воздушные книжки с предсказуемым сюжетом тоже нужны. Барбара Картленд и еë последователи пишут для развлечения читателей и их, хм, услады. Иногда именно такое чтиво оказывается нужным, возможно целительным - просто для отдыха, или чтобы забыться и отвлечься от повседневных неурядиц. Впрочем, фильм или сериал тоже отлично подойдёт.
А почему именно романы, написанные женщинами, низводят до их любовной линии, мы поговорим в следующий раз.
Разговор о том, как вы предпочитаете делить романы и какие любите читать, предлагаю продолжить в комментариях.